Прикладная физика и школьная

Всем доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Хочу поделиться с вами моей точкой зрения.

Я пришёл к выводу, что курс школьной физики слишком избыточен, и неправильно выстроен, потому что школьники изучают слишком много формул, да и из тех, что они изучают к тому же мало связанных с их бытовой жизнью. Сначала я хотел написать — с реальностью, но нет, потому что физика — это и есть реальность. Но вот если разобраться, то прикладными темами являются всего две. Ну может быть три, если очень постараться.

Теплопроводность.
Школьникам обязательно надо знать, как передаётся тепло, на уровне
теории. Важно понимать, как происходит теплопередача. Какие среды хорошо держат тепло — это теплоёмкость. Какие среды его хорошо передают вдоль вещества. И также каким образом сама среда может двигаться в тепловых потоках. Это немного сложнее — но это конвекция, и её необходимо изучить. Эта тема фактически не затрагивается в школе. Вернее, про неё вскользь упоминают на уроках, рассказывая про виды тепло передачи. Но формул уж точно не даётся. Также нам важно понимать, насколько много выделяет энергии конкретное вещество, при термическом окислении, или горении в присутствии кислорода. Тут нам поможет таблица удельной теплоты сгорания.

Да кстати, рассказывая про третий вид передачи тепла — излучением, в школе обычно не дают очень важную формулу Стефана-Больцмана, которая на самом деле является определяющей в нашей среде (при том, что теплопроводность воздуха крайне низкая).
Через неё мы можем посчитать теплопередачу от любого греющего источника. Да, пожалуй, чтобы применить эту формулу, необходимо хорошо знать прикладную стереометрию, и выглядит она довольно сложной даже для старшеклассников. Но она важна. Также необходимо дать понятие о чёрном теле. Потому что по опыту знаю, что есть такие золотые медалисты, сдавшие физику, но не способные объяснить этот термин вне контекста  бытового смысла. А это понятие говорит о свойстве тела поглощать излучение, а также способности этого тела излучать спектр.

Тут необходимо также упомянуть энергию, и посмотреть, как она распределяется в разных телах, и в каких формах. Но поскольку физика нам говорит о том, что энергия бывает не только тепловая, но и механическая, то перейдём к следующей теме.

Механика.
Очень важно в школе рассказать, почему и как передаётся механическая энергия,
как импульсы тел друг с другом взаимодействуют. Хотя задачи на закон сохранения импульса в жизни практически не применяются, ну вот разве что вы захотите сыграть в бильярд — тогда он, возможно, пригодится, и то не факт. Всё будет зависеть от вашей удачи в большей степени.
Очень важно изучить применение блоков и рычагов, это одна из самых востребованных и важных тем в физике. Сюда же относится давление, и как жидкостное давление, измеряемое высотой, так и прямое механическое, зависящее от силы по площади. Важно понимать, что давление распределяется по площади, и является куда более важной характеристикой воздействия, нежели сама сила. Объяснять на примере ножа и иголки. А также лыж и снегоступов. Ещё важно рассказать здесь про силу упругости, а главное, то, чего редко объясняют в школе  — разные коэффициенты упругости, зависящие от свойств материала. Рассказать, как её применять на практике, почему и как работают резинки. И чтобы не было удивлением для начинающих физиков в школе — рассказать про предел упругости, когда тело уже не натягивается, а становится хрупким, то есть оно разрывается.
Кто-то мне скажет: «Хей, да ведь это же из другой темы, из материаловедения!» И он будет прав, ведь это оттуда. Также буду прав я, ведь это же
механика, верно? Это ведь механические свойства тел. Значит, это сюда. Тут кстати было бы неплохо показать практический смысл силы архимеда, и это не воздушные шары. А вот умение при помощи неё держаться на воде — было бы хорошей прикладной штукой. Рассказать школьникам про плотность, про массу и объём.

Третья, хотя и не самая важная тема из физики — это

Кинематика, но её важность преувеличена. Да, конечно, неплохо бы знать подсчёт скорости, также понимать зависимость от ускорения, может быть считать время в пути, но скажите по-честному, разве это когда-нибудь пригодилось вам, кроме любопытной штуки с падением кирпича с многоэтажного дома?

Расчёт  и практика показывает, что время падения достаточно небольшое, потому как зависит от корня высоты. И мало меняется с каждым этажом. Но вполне обычные вещи — типа движения автомобилей, и любого другого транспорта… Эм, вы же никогда не задумывались, в повседневной жизни, что у них есть некоторое «ускорение», так ведь? Все мы привыкли, что скорость измеряется повсюду, а вот ускорение… это что-то из разряда фантастики… Но да, мы о нём слышали. В физике оно было, точно. В уме мы же просто перемножаем скорость на время, вот и всё, что нам нужно из кинематики.

Электрика, магнитные поля и прочая электромагнитная фигня…. Не нужна она школьникам, хотя ей уделяется так много времени в школьном курсе. Все ли школьники, сдающие физику, хотят стать электриками? Инженерами-электронщиками, а также прикладными физиками? Боюсь что нет. А те, кто хотят иметь дело с электричеством — пожалуйста, пусть изучают, но в ходе спецкурса, это должно быть уже ближе к вузовскому образования, или пожалуйста — профессиональное техучилище, может быть колледж.

Нам в быту никогда не пригодится ни закон Ома, ни правило правой (а чёрт его знает, может левой?) руки для силы Ампера, и прочая электромагнитная ерунда. Или может быть та формула из расчёта ёмкости конденсатора? Нет, что-то я не припомню, когда она в жизни мне пригодилась. Да и всяческая электростатика со своими силами Кулона остаются дружно за бортом. Что-то я не часто вижу, как кто-то толкает заряженные шары или другие предметы, чтобы посмотреть, как они притягиваются или отталкиваются. Ну не происходит у нас в жизни такого. Хотя объяснить на примере опасность статического электричества от обычной шерсти необходимо.

Электромагнетизм? Магнитный поток? Связь магнитной индукции с катушкой? Кому это всё нужно? Ну уж точно не школьникам.
Вы наверное уже вспомнили, что у вас дома есть чайник, пылесос, вентилятор и масса других электрических приборов, работающих от переменного (ого, переменного!) тока и напряжения, и можете задать наводящий вопрос, мол, так давайте же изучать свойства нашего бытового напряжения 220В/50Гц, наверное это очень прикладная штука! Но я опережая ваш вопрос, отвечу — нет, не стоит. Если человеку это не интересно, и нет дальшейшего желания разбираться с этими вещами, незнание принципов, как работает переменное электричество, никак не помешает вам в жизни. Достаточно просто изучить пару прописных истин, типа не трогать голые провода руками, и не тыкать всякими штуками в розетку (боюсь, этому учат ещё в детском возрасте, в школе об этом уже поздно рассказывать) — но это простая техника безопасности. А как применять электроприборы — думаю, мне смысла рассказывать тут нет. Дети очень быстро учатся пользоваться ими, и без всяких там формул типа закона Ома. Эта формула разве что поможет вам узнать, как быстро вскипит чайник. Но, взглянем правде в глаза — оно вам сильно надо? А посчитать скорость вращения вентилятора и ламинарный воздушный поток школьники всё равно не смогут — тут нужны инженерные знания куда высшего порядка (да и ваш покорный слуга без справочника тоже бы не смог это сделать).
В общем мой итог следующий: не стоит лезть глубоко в дебри формул, а то школьники начинают путаться и считать физику чем-то подобным дьявольской науке, где огромная куча непонятных формул, и необходимо их все учить.

Оптика, это довольно неоднозначная тема. С одной стороны, надо объяснить школьникам, какими свойствами обладает видимый свет, как он отражается, поглощается и преломляется. Но с другой стороны, все эти задачи с тонкими и толстыми линзами, кучей разных зеркал и разных сред с разными коэффициентами преломления… подождите, вы серьёзно? И школьнику надо это всё изучать, применять довольно сложный аппарат тригонометрии, а также зверскую формулу «тонкой линзы»? Для чего, вы скажите мне пожалуйста? Может быть мы хотим, чтобы наши начинающие физики сразу же умели делать себе микроскопы и телескопы? Или может быть что-то более прикладное, типа очков и линз? Хм, но ведь без необходимого оборудования они всё равно этого ничего не сделают… Тогда зачем? Ума не приложу, зачем всё это дают в школе, кроме специфики отработки самого математического аппарата. Рассказать про оптические свойства разных веществ — надо, решать задачи — бесполезно.

Одна из самых бесполезных тем в современном учебнике физики  — молекулярно-кинетическая теория. И я не буду давить на тот факт, что это лишь теория, и есть другая, не менее правдоподобная, но зато более визуально-наглядная теория тепловых элементов , и как мне МКТ не нравится в принципе, я просто обращу внимание на тот факт, что она не изучает ничего, кроме какой-то внутренней возни между молекулами идеальных (вы только вдумайтесь, идеальных!) газов. Реальные же газы вообще не изучаются, или же затрагиваются в контексте влажности. Говорится, что там формулы идеальных газов не работают (ну а как же, они должны работать-то, где же вы видели идеальные газы?). Также часто вспоминается тот факт, что школьники не умеют работать с гигрометрами (приборами для измерения влажности воздуха), потому что их этому не учат! Более того, они часто не понимают, для чего они вообще нужны! Влажность и влажность, ну и ладно.

В целом обмены энергий и сжатия газов в поршнях, при применении закона Менделеева-Клапейрона, довольно любопытны, но опять же не представляют особой ценности. Единственная практическая задача из всех, которую я когда-либо встречал — это задача по накачке мяча. И там нужно было посчитать, сколько разно нужно было качнуть насос, используя вышеприведённый насос. Но в реальности мы ничего считать не будем, а просто эмпирически прикинем, какой примерно объём воздуха заталкивается в камеру одним нажатием, и провернём процедуру N раз, поделив объём камеры на это значение. Или вовсе используем электрический насос, и он выполнил всю работу за нас. Оп-ля, красота! И не нужно ничего считать, здорово, не правда ли?

Среди прочих бессмысленных тем, разумеется, остались за бортом такие темы как:
Закон Всемирной гравитации (ну правда, какое значение он имеет для нас на земле? мизерное!), самая известная формула Эйнштейна (E=mc²), да и прочие формулы из теории относительности и квантовой механики. С ними работают только настоящие профессионалы!

Итак, посмотрел я тут все формулы по физике для 11 класса, и пришёл к выводу, что годных, практически значимых формул-то очень мало, их совсем мало, так мало что… ну, вы сами смотрите.

Механика:
Второй закон Ньютона (F=ma), закон рычага (M=F×l), Давление (P=F/S=ρgh)
Сила упругости (F=kΔx), Плотность (ρ=m/v)
Таблица плотностей веществ, таблица упругих коэффициентов (под вопросом)

Тепло:
Теплота нагрева (Q=mcΔT=qm), Мощность (W=ΔQ/Δt), Закон Стефана-Больцмана (S=σ(T²)²)
Таблица теплопроводности и теплоёмкости, удельная теплота сгорания топлива

Кинематика:
Скорость (V=Δx/Δt)

 

Я насчитал всего девять различных важных формул, и порядка трёх-четырёх практически значимых таблиц. Не очень-то сложно, для бытового и прикладного курса физики? Пожалуй, если преподавать именно этот курс, рассчитанный на ознакомление с курсом физики, а не нечто, преподаваемое в школе сейчас, то школьники будут меньше бояться этого предмета, а следовательно и проблем у них в жизни, связанных с физикой будет намного меньше.

Ты и чужая безответственность

Падает белая пелена, затылок наливается кровью, горячий ком застревает в горле. Страшно потерять контроль, совсем слететь с петель и катушек. Так и хочется надавать лещей наглецу напротив. Опоздание, прогул, заваленные сроки. Ну почему кто-то может позволить себе бездельничать, а ты нет?

Переживания по поводу безответственности окружающих постоянно сводятся к подобным мыслям: «Почему этот человек бессовестно проканывается и ему так нормально?» Конечно, ты бы себя отмутузил мокрыми полотенцами за подобное разгильдяйство, но на лице ленивца наблюдаешь лишь блаженное спокойствие на фоне сгорающего дедлайна.

Изначально у ребенка нет внутреннего контролера, и он делает то, что ему кажется интересным и приятным: ест горстями грязь, смотрит жестокие мультики, прогуливает продленку. Думать ни о чем не нужно: родители обозначают нормы и правила, бьют по рукам или же доходчиво объясняют. Ребенок начинает подчинять себя предлагаемой системе координат и накладывать на нее окружающий мир.

Чем чаще ребенок получал «нет» на свои желания, которые вдобавок высмеивались или осуждались, тем сильнее в дальнейшем он готов отказываться от самого себя.

Незрелое сознание делает принципиальный выбор между личными ощущениями и ожиданиями окружающего мира. Насколько велика готовность задавливать свои желания, чтобы не быть отвергнутым? Например, ходить в художественную школу, чтоб родители не огорчались, или же всегда давать одноклассникам списывать, для того чтобы они тусовались с тобой на большой перемене. Из этой точки непроизвольного выбора формируются две противоположные картины мира. «Мои интересы важнее всего, я никому ничего не должен, меня любят и так» и «Я так стараюсь понравиться окружающим, что забываю про свои собственные потребности и надеюсь, что это оценят». Люди первого типа более расслаблены и с легкостью пренебрегают сроками, договоренностями и дедлайнами. Они внутри себя все себе разрешили, и чужое неудобство для них пустой звук. Люди второго типа трясутся за свое слово и плохо спят, так как тащат на себе невероятный груз быть собой.

Эгоистичность и попустительское отношение к общественному договору здорово облегчают жизнь тому, кто выбрал себя, а не всех остальных.

Тот, кто вырастил свою личность в угоду мира, никогда не смирится с тем, что кто-то может позволить себе не ходить на «нормальные работы», лезть вне очереди и носить не выглаженную одежду. Невозможность позволить себе выбирать собственные желания вызывает агрессию и глубокую обиду. Это своего рода зависть чужой внутренней свободе.

Зависть — только твоя проблема, а не того человека, который живет вне твоей картины мира. Да, он моет посуду перед едой, а не после. Ну и что?

Решать задачу на внутреннее освобождение нужно из взрослого состояния, без осуждения своей невротичной матери и ее педагогических неудач. Способ совладания с любым внутренним конфликтом всегда сводится к осознанию происходящего. Буквально проговаривать внутри себя: «Меня так бесят чужие опоздания, потому что в детстве меня за них ругали. Теперь я сам ругаю других и себя впридачу». Осознал, значит, отделил эмоции от причин. Дальше ты будешь ломать надоевшие паттерны поведения раз за разом. Не заправляешь кровать, опаздываешь на пять минут, ходишь на концерты по средам. А потом чужая свобода перестает вызывать тошноту и агрессию. Твои собственные желания вернулись к тебе и робко ждут за уже незапертой дверью.

 

Источник: ИОНА ГУСАЧЕНКО

Какие алгоритмы нужно знать, чтобы стать хорошим программистом?

Данная статья содержит не только самые распространенные алгоритмы и структуры данных, но и более сложные вещи, о которых вы могли не знать. Читаем и узнаем!

Я предполагаю, что вы знаете как минимум один язык программирования и такие понятия, как объект и указатель. Алгоритмы и структуры данных будут перечисляться по степени их сложности.

Для начала давайте начнем с линейных структур данных и алгоритмов

  • Массивы
  • Связный список
  • Стек
  • Очереди

Перейдем к базовым алгоритмам

  • Сортировка — Сортировка слиянием, Сортировка вставками, Быстрая сортировка, Несколько взаимных перестановок.
  • Умножение матриц (Не обязательно реализовывать, главное — знать алгоритм)
  • Основные алгоритмы просеивания
  • Беззнаковая математика, включая умножение и деление
  • Алгоритм Евклида для нахождения НОД (наибольший общий делитель), Модульная инверсия, Быстрое возведение в степень
  • Числа Фибоначчи с матричным умножением
  • Нормальное распределение и математическое ожидание
  • Статистика – среднее вероятностное значение случайной величины, медиана, дисперсия, теорема Байеса

Также можно изучить популярные алгоритмические методы:

  • Алгоритмы декомпозиции – Бинарный поиск, Нахождение подмассива с наибольшей суммой элементов
  • Жадные алгоритмы – Выбор задач, кодирование по алгоритму Хаффмана
  • Динамичное программирование – Цепное матричное умножение, Алгоритм решения задачи по укладке ранца
  • Линейное программирование – Максимизация параметра, Линейное время сортировки
  • Криптографические алгоритмы – Алгоритм Манакера по нахождению длиннейшей подстроки-палиндрома, алгоритм нахождения наибольшей общей подпоследовательности (LSC), расстояние Левенштейна

Теперь перейдем к типичным нелинейным структурам данных

  • Деревья – Бинарное дерево, Дерево общего вида, Наименьший общий предок
  • Бинарное дерево поиска – Симметричный обход, Обход по уровням, Нахождение k’ого наибольшего элемента, Диаметр, Глубина, Количество узлов и т.д.
  • Динамическая память – Динамический массив, Двоичная куча, Пирамидальная сортировка
  • Алгоритм объединения-поиска
  • Хеш-таблица – Метод нахождения коллизий (Linear Probing), Открытая адресация, Предотвращение коллизий

Рассмотрим графы

  • Список смежных вершин графа, Матрица смежности графа, Взвешенные рёбра графа
  • Основные алгоритмы обхода – Поиск в ширину, Поиск в глубину и т.д.
  • Алгоритмы нахождения кратчайшего пути — Алгоритм Дейкстры, Алгоритм Флойда-Уоршелла, Алгоритм Беллмана-Форда
  • Минимальное остовное дерево — Алгоритм Крускала, Алгоритм Прима

К данному моменту вы должны быть хорошо знакомы с программированием, так как для дальнейшего прочтения и углубления в данную тему вы должны знать больше, чем студент.

Усложнённые деревья и графы

  • Сбалансированные деревья – AVL-дерево, Красно-черное дерево
  • Heavy-light декомпозиция, Б-деревья, Дерево квадрантов
  • Усложнённый граф – Минимальный разрез, Максимальный поток
  • Максимальное покрытие – Теорема о свадьбах
  • Гамильтонов цикл
  • Рёберный граф/ Линейный граф
  • Сильно связные компоненты
  • Главный подграф, Покрытие вершин, Задача коммивояжёра – Алгоритм аппроксимации

Продвинутые криптографические алгоритмы:

  • Алгоритм Кнута-Морриса-Пратта
  • Алгоритм Рабина-Карпа
  • Префиксные и суффиксные деревья
  • Автоматизация суффиксов – Алгоритм Укконена

Высшая математика

  • Быстрое преобразование Фурье
  • Проверка простоты
  • Вычислительная геометрия – Задача поиска ближайшей пары, Диаграмма Вороного, Выпуклая оболочка множества точек

Общие продвинутые темы:

  • Выполнение обхода всех комбинаций/перестановок
  • Поразрядная обработка

Ссылка на оригинальную статью
Перевод: Александр Давыдов
Источник

Хакатоним на блокчейне

Идея родилась в ходе совместной дискуссии на тему «Хакатон по блокчейну».

Так ли страшен блокчейн-хакатон, каким его малюют?
Или “Куда тебе точно не стоит идти в следующие выходные?”
Реалии завтрашнего дня или где юному специалисту применить умения.

Вы знаете, что такое блокчейн-хакатон? Я вот понятия не имею. Для меня эти слова вообще из другого мира, где обитают маги и волшебники сетевых технологий, и общаются на каком-то своем тайном языке, и иной раз послушаешь — будто какие-то заклинания читают.
Ну вот только послушайте: “Мы деплоим с юнит тестами по скраму мета-фреймворк, с докер-криптоконтейнерным-шифрованием и аутентификацией через кролика-эм-кью, используя хэш-функцию стрибога для подписи.” Ну вот чем не заклинание? Но какие-то странные люди всё равно ходят на мероприятия, посвящённые этим словам. Даже более того — они пытаются там что-то серьёзное обсуждать! Мне вот это всё это непонятно.
Я вот себе представляю себе серьёзных дяденек, которые “хакатонят на блокчейне”.
Ну, проблема образовалась куда крупнее. Вот сидишь ты на хакатоне, а тебя спрашивают про проблемы блокчейна. Я уже подумал, а не узнать ли у соседа, а что собственно, это такое — “блокчейн”. Не успел я задать вопрос, как меня пригласил ведущий на сцену.
Я удивлённо встал, и пошёл смущённый, понимая, что на любой вопрос мне придётся выдумывать ответ, будто бы двоечник, который не выучил домашнее задание.
Ну, вы знаете это чувство, когда идёшь, на тебя смотрит сотня глаз, а ты не то что плохо готов, да тебя и спрашивать будут по той теме, в которой ты не в зуб ногой.
Выхожу я значит, и меня ведущий спрашивает: “А собственно, какие ваши предложения по улучшению структуры блокчейна в современных условия?”
Про себя я подумал: “Не всё ли равно, что я им расскажу, если тема вообще незнакомая?”
Начал сразу с места в карьер: “А знаете, есть замечательная идея, вы же собрались здесь вместе, помещение большое, и людей здесь много. Вот, к примеру, концептуальная ориентация на результат. Чем не идея для обсуждения, если образ блокчейн недостаточно легко представим современным обществом? Как вам?”
В зале тихо засовещались. Ведущий окинул взглядом аудиторию. “Кто-нибудь из вас мог бы прямо сейчас изобразить структуру блокчейна, чтобы мы могли с ней работать, как с визуальным образом?”
Выходит такой матёрый программист, в очках и с бородой, и начинает маркером рисовать на доске какие-то линии, схемы, много разных кружочков, и всё соединяет, соединяет. Я пытаюсь не подать виду, и с умным видом формулирую новую мысль.
Когда базовая схема наконец-то нарисована, ведущий снова обращается ко мне: “Ну вот, смотрите, специалист изобразил структуру блокчейна в виде интегрального графа с взаимосвязями структурных компонентов. Есть ли какая-то идея, как это можно было бы улучшить?”
Я смотрю на эти все кружочки и лучи и понимаю, что единственное, что мне хочется сделать, это нарисовать вокруг этих солнышек море и облачка, что мне гораздо ближе и понятнее. Но я подхожу к схеме и стираю пару кружков, и дорисовываю какие-то кривые линии между другими прямыми.
“Вот моя основная идея, конечно, не идеал, но ведь работать можно?”
Зал удивлённо перешёптывается. Кто-то из присутствующих спрашивает: “А вам не кажется, что это невозможно осуществить? Да и потом такое количество связующих узлов понижает надёжность, не так ли?”
Я ни секунды не сомневался, и задал встречный вопрос: “А не для того ли мы все сегодня собрались, чтобы разрешить это коренное противоречие?”
Ведущий поблагодарил меня за нестандартную постановку задачи, и сказал, что теперь мы будем формировать команду, которая будет заниматься решением поставленного мной вопроса. И назначил меня капитаном этой команды.
Ко мне стали подходить люди из зала, говорить, что они готовы помочь с этой проблемой, с другой, с третьей. Мы образовали группу из восьми человек, которые с интересом начали обсуждать в незнакомых мне терминах структуру блокчейна, взяв за основу конфигурацию, которую я видоизменил. Кто-то начинает возражать из позиции, что это очень сложно и непонятно, а другой предлагает сделать что-то похожее на органичную динамическую структуру. Я соглашаюсь с ним, и предлагаю устранить противоречие, создаваемое модифицированной структурой. В других группах тоже возникают какие-то обсуждения, но не такие бурные, как в нашей команде. К нам подходит ведущий, и спрашивает, не сильно ли сложное решение мы пытаемся разработать?

Я смело отвечаю, что “Ресурсы, выделенные в данной схеме, позволяют нам улучшить доступ и упрощают взаимосвязи”. Мой сокомандник добавляет: “Да, но это увеличит риски, а также уменьшает надёжность, хотя это не однозначно. Впрочем, давайте подумаем про само решение. Оно действительно интересное.” Ведущий уходит к другим группам, а мы тем временем снова продолжаем разговаривать про какие-то криптоключи и хеш-шифрование, тем временем я продолжаю изменять конфигурацию схемы, попутно спрашивая: “А сложно ли это решение? Получится ли сделать вот так?”
Группа качает головой, и делает очень задумчивые мины, но через какое-то время у кого-то появляется интересная идея, и он продолжает её раскручивать.

Оказывается, хакатон по блокчейну — это не так сложно! Даже далёкому от этой темы человеку, можно попробовать выдвинуть свою идею, не особо разбираясь в сути самого явления. Впрочем, что это за слова — “криптошифрование”, “блокчейн”, я до сих пор особо не понял…
Кстати, наша команда заняла первое место, а потом стала крутой фирмой, по разработке блокчейнов, но это уже совсем другая история.

Один дома

Вам никогда не доводилось жить одному в загородном доме? Это который такой, большой, несколько этажей, много комнат…

Мне вот — доводилось. И я вам скажу, что это очень любопытно, когда кроме тебя никого в доме, а единственные голоса, которые ты слышишь — это голоса соседей с других участков. Да и про них ты вскоре забываешь, потому что они такие же люди, со своим участком, и на твой участок им приходить незачем. Казалось бы, что тут такого? Сиди себе, да смотри фильмы/читай книжку в какой-нибудь комнате на свой вкус. Ну или ещё лучше — пойти на кухню, и устроиться там поудобнее — тут тебе и хорошо, посидеть на диванчике, тут тебе и еда рядом, и напитки… Ан нет, не всё так просто…

Просыпаешься ты скажем… в гостиной на первом этаже, в двухспальной кровати (как король!), а вокруг тишина… и лишь только птицы на улице, да всякие жуки и насекомые шумят… Солнце выглядывает и будит тебя в окно. Тебе ещё рано вставать, хочется спать… но такая погодка, что прямо скажем, хочется выйти и радоваться жизни. Прямо вот так, как проснулся — так и вышел. Зачем одеваться, переодеваться, что-то усложнять? Тапочки летние у тебя есть? И ладно! Хватит этого. Солнышко мягко ласкает твоё лицо и приятно согревает, а ведь на улице ещё прохладно… Утренний ветерок обдувает тебя, и ты понимаешь, что ради этого стоило всё затевать. И ведь у тебя ещё полно времени впереди! Быть может день, или ещё парочка!.. В общем, ты не долго думаешь, вынимаешь из бани коврик, разворачиваешь этот рулон на травке и ложишься, накинув сверху шляпу. Это для лица. А всё остальное — прочь. Лежишь загораешь. Отдыхаешь. Становится жарко. В этот момент ты понимаешь, насколько здорово иметь на даче душ, и идёшь прямиком туда. Ополаскиваешься и ты мокрый, выходишь на улицу. Снова тепло. В любой другой день, или в другой обстановке наверное можно было бы задуматься о полотенце, но не сегодня! Сегодня вода высохнет сама. Солнце снова тебя касается, и мило обнимает тело сквозь тучи.

Но вот спустя пару часов, понимаешь, что ты что-то забыл. Ах да, завтрак. Ну ладно, чувство голода напомнило о себе, значит стоит заварить чай и съесть булочку с маслом на завтрак. И тут ты понимаешь, что вообще-то весь дом в твоём распоряжении, и ты единственный в нём хозяин. Взял булочку, взял чай — и пошёл по лестнице на второй этаж. Поел, зашёл на пару развлекательных сайтов. И чувствуешь себя сытым. А свежий воздух — он на улице. Поэтому надо пойти в сарай. Вытащил тележку, взял велосипед… и давай кататься! Ветер в лицо, солнце в глаза, офигенная скорость…! фух, вот мы и прокатились. снова жара. Снова в душ. Свежесть. Красота.

И тут ты идёшь в комнату на втором этаже, ближе к окну, берёшь ноутбук и садишься в интернет. настаёт время зайти в игру и победить босса. Эх, собрать урожай с ферм, выполнить ежедневный квест… спустя полчаса… готово! Снова можно заниматься другими делами. Но красивые картинки сами себя не посмотрят, а любопытные истории из жизни пикабушников сами себя не почитают, так что ты остаёшься и продолжаешь залипать в интернете ещё на пару часов. К этому времени ты как раз вспоминаешь, что можно бы и пообедать. А что у нас там? Ах, курица, родимая. Да, я же ещё позавчера сварил, и вот бульончик остался. Поскольку на кухне работает радио, но довольно душно, беру тарелку, чашку и иду с этим всем на улицу. А что? Свежий воздух. А вот и самоорганизованный столик. Эх, покушал. Травка. А закусить можно печеньками с чаем. Красота. Берём печеньки, чай, поднимаемся на второй этаж. Теперь можно и видео посмотреть. Я заранее скачал сезон менталиста и ещё сериальчик, так что заняться есть чем. И идёшь с этим ноутбуком вообще в другую комнату. Серия посмотрена, печеньки съедены. Теперь идём вниз, и отрываемся нипадеццки под музыку радио «Авторадио». Крутяк. Спорта мало в жизни у нас, хватит сидеть да лежать. Идём на третий этаж и играем в настольный теннис. Поскольку никого в напарники нет, поэтому просто чеканим мячики, и играем со стеной. Тут ещё бильярд есть, отличная мысль — можно погонять шары. Правда, это не очень спортивно, но чёрт знает. Вспомнил! У меня там есть парочка клипов, так что я беру планшет и иду в баню. Там можно отлично полежать на кутенке, хотя в бане прохладно, она не протоплена… да и зачем нам жаркая баня? Просто поваляемся, посмотрим клипы. Ах, как же хорошо…

Надо сказать прежде, что у нас есть замечательный письменный столик в комнате, и в ящике лежит много бумаги. Так что заняться тут есть чем, даже если хочется что-то почертить/рисовать. Но вот пришло время ужинать. Жареная курица, чай и творог? Звучит отлично! А на закуску виноград! Чай, морда не треснет, а через час пойду на пробежку. Начинает темнеть. Появляются первые звёзды. Потряающе чистое небо, и вот она луна… на юге. Комар прогнал меня из комнаты, где я лежал и писал всё это, поэтому я пошёл в баню. Тут тоже есть замечательный диванчик, удобно лежать, да и воздух свежий. Никакого шума. Хотя нет, немного слышно машины, это шоссе буквально в пятистах метрах отсюда. Но ещё тут есть лес. Впрочем, было бы желание, можно было бы и съездить до озера, велосипед-то тут есть, а озеро недалеко. Мотыльки летят на свет моего экрана… заряда хватит ещё на пару часов. Или пару серий «Менталиста». А там уж и ужин уляжется, так что можно будет пробежаться. Потом по плану послушать ещё немного музыки, позалипать в интернете, ну и там на боковую.

Подводя итоги, хотелось бы пояснить невнимательному читателю: я за день не лежал в одной-двух комнатах, а полноценно использовал всё жилое пространство дома. Все комнаты (может быть за исключением погреба, который то к комнатам можно отнести с натяжкой) я посещал и использовал, так или иначе. Даже баню добавить можно, и сарай. Удачи на даче!

Ответственность за работу

Когда нет денег, кайф пропадает

Почему на самом деле вы не можете найти работу — эксперты рассказали, как самоопределиться

Спойлер: потому что боитесь брать ответственность за свою жизнь. Основная причина, по которой люди не могут решиться на важные изменения в своей жизни, находят множественные отговорки, почему «нет», — даже не лень, как считают многие, а страх. Психологи говорят, что, взяв на себя ответственность за свою жизнь, человек может достичь невероятных успехов. Но до тех пор, пока вы доверяете астрологам и гадалкам, считаете, что мало зарабатываете из-за того, что босс жадный, глобальных перемен не предвидится. ​

Когда нет денег, кайф пропадает  

​Служба исследований Зарплата.ру провела опрос соискателей и выяснила, что 80 % респондентов не определились в точности с профессией, по которой хотели бы работать.

Причем сомнения в выборе профессии чаще встречаются у людей, имеющих опыт работы более трех лет. «Свеженькие» выпускники еще надеются найти работу по полученной специальности. Не могут определиться с выбором конкретной специальности из-за экономических причин 48 % респондентов. Они говорят: «Сама профессия не имеет значения, главное — зарплата и условия труда». 23 % заявляют о том, что хотели бы работать по полученной профессии, но в сфере мало платят, поэтому они на распутье. 14 %, напротив, слишком компетентны — имеют образование и опыт по нескольким специальностям, поэтому и выбирают.

«Думаю, что если бы у нас можно было бы получать зарплаты, которые позволяют выжить и врачам, и учителям, и рабочим специальностям, то люди бы гораздо меньше метались, — считает Вероника Винокурова, автор сервиса выбора карьеры «Пункт Б». — В кризис очень многие начинают сомневаться, им кажется, что они не на своем месте. Но причина в том, что им мало платят, они не удовлетворены условиями труда.

И люди начинают путать призвание и условия работы. Призвание может быть его, он действительно бы от этого кайфовал, но когда нет денег, этот кайф неизбежно пропадает. Деньги — они как воздух. Когда денег нет, ты будешь не удовлетворён своей работой, будешь списывать на сами задачи, а все дело будет в деньгах».

Большинство опрошенных (57 %) признаются, что испытывают дискомфорт от того, что не определились с выбором профессии. Оказывается, для поколения 30-летних вполне нормально испытывать сложности с самоопределением.

«В 16-17 лет мы не всегда знаем себя, окружающий мир. Мы делаем выбор вуза исходя из представлений о профессии и экономической ситуации в семье. Есть ли деньги на образование — поехать учиться туда, куда хочется. Есть бюджетные места или нет. К 25 годам мы имеем практическое представление о себе и своих возможностях, интересах и о том, что сейчас есть на рынке труда», — говорит Марина Чеснокова, карьерный консультант.

«Кризис 30 лет — кризис сценарной эмансипации, когда человек закончил школу, институт, поработал, может быть, даже ипотеку оформил, а потом останавливается и говорит: «А вообще тем ли я занимаюсь?». Это естественный возрастной кризис, его все проходят. На этом этапе он либо подтверждает, что это мое, и уже осознано идет дальше, и уже с 30 до 45 лет его ждет рассвет карьеры, продуктивности, творчества. Либо он понимает, что, наверное, повторяет сценарий родителей, идет не по своему выбору»,  — говорит Вероника Винокурова.

Пусть мне скажут, куда идти

В последнее время стали популярны услуги различных тренеров, коучей. Людям хочется, чтобы кто-то пришел и решил их проблему. Персональный тренер будет объяснять, как худеть, коуч по женской энергетике научит, как быть женщиной, которую полюбят мужчины и пр. Услуги карьерных консультантов набирают популярность у населения. «Соискатели крайне редко получают развернутую обратную связь по пройденному собеседованию, а значит, им сложнее понять, что они сделали не так: не хватает опыта, личностно не понравились или просто не смогли выгодно рассказать о себе. Карьерный консультант поможет понять причину отказов и подготовиться как к собеседованию, так и в целом к новой работе», — подтверждает Марина Чеснокова.

78 % опрошенных Зарплатой.ру соискателей признаются, что им не помешала бы помощь в профориентации.

«В нашем обществе еще силен стереотип «Пусть мне скажут, куда идти». Мы сталкиваемся с тем, что родители с высшим образованием говорят: «Я хочу сделать своему ребенку астрологический календарь, сводить его на генетик-тест». А что такое генетик-тест? Ты прикладываешь палец, и тебе по отпечатку говорят, к чему у тебя есть склонности, а к чему нет, — говорит Вероника Винокурова. — Специфика общечеловеческая, чтобы кто-то подсказал, и ничего делать не надо было бы.

Люди боятся ответственности. Когда мы общаемся с соискателями, выясняем, в чем основные проблемы выбора, многие ошибочно считают, что там я профессий не знаю или своих способностей. Основное, что мешает, — психологические проблемы выбора, страх принять ответственность за решение».

Чтобы многочисленные советы экспертов сработали именно для вас, нужно просто перейти от чтения к деланию. Если вы сомневаетесь, часто люди оправдывают свои страхи и свою лень тем, что это не сработает. Нужно просто пробовать. Встречаться с людьми, которые работают по этой профессии, идти пробовать — пусть сначала на уровне хобби. Только так.


Деградация мозга — читать всем!

С каждым днем все больше людей жалуется на проблемы с мозговой деятельностью — на все возрастающую рассеянность (т.е. невозможность концентрировать свое внимание, собираться с мыслями для решения каких-то задач), на сложности с запоминанием информации, на физическую невозможность читать большие тексты, не говоря уже про книги.

И просят дать им что-нибудь для улучшения мозговой деятельности в целом и памяти в частности. Причем, как это ни парадоксально, данная проблема характерна не только и не столько для пожилых людей, ослабевать мозгами которым, вроде как, «положено по возрасту», сколько для людей среднего и моложе среднего возраста. При этом многие даже не интересуются, почему так происходит — автоматически списывают это на стрессы, усталость, нездоровую экологию, на тот же возраст и т.п., хотя все это даже близко не является причиной. Среди моих пациентов есть те, кому далеко 70, но кто не имеет вообще никаких проблем ни с памятью, ни с мозговой активностью. Так в чем же причина?

А причина состоит в том, в чем, несмотря ни на какие доводы, никто, категорически, не хочет отказаться от, так называемой постоянной, круглосуточной «подключенности к информации». Другими словами, ускоренная утрата Ваших мозговых функций началась в тот самый знаменательный день, когда Вы решили быть постоянно «на связи». И нет никакой разницы — вынудила ли Вас к этому служебная необходимость, изнывание от безделья или элементарная боязнь быть «не на уровне», т.е. боязнь прослыть белой вороной, чудаком в среде себе подобных.

Еще в 2008 году было известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот — выхватывает отовсюду разрозненные куски данных, постоянно перескакивает с одного места на другое, а информацию оценивает исключительно с позиции «поделиться», т.е. «А можно ли это «откровение» кому-нибудь переслать?». Но не с целью обсудить, а, главным образом, с целью вызвать эмоции в виде анимированной «отрыжки», сопровождающейся короткими репликами и возгласами в СМС-формате.

В ходе исследований выяснилось, что страницы в интернете, как уже говорилось, не читаются, а бегло просматриваются по шаблону, напоминающему латинскую букву F. Пользователь сначала считывает несколько первых строк текстового содержимого страницы (иногда даже полностью, от начала до конца), затем перескакивает на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось».

Поэтому наиболее эффективным способом подачи информации рядовому интернет-пользователю является отображение информации в виде перевернутой пирамиды (т.е. согласно принципу «чем ниже, тем меньше») с обязательным выделением ключевых слов (чтобы потребители информации понимали, что важно, а что — не очень) и раскрытием не более одной мысли за абзац. Только так можно задержать внимание на странице максимально долго. Если же по мере спуска вниз по странице плотность информации не убывает или, того хуже, увеличивается (как, например, в этой статье), то на таких страницах задерживаются лишь единицы.

Мое личное мнение такое:

Интернет — это реальный наркотик. А что такое наркотик? Это совершенно бесполезная вещь, без которой любой человек может прекрасно жить до тех пор, пока не попробует. А когда попробует, то зависимость возникает пожизненная — наркомания не лечится.

На проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей — от высококвалифицированных университетских профессоров до сервисных работников по обслуживанию стиральных машин. Подобные жалобы можно особенно часто услышать в академической среде, т.е. от тех, кто по роду деятельности вынужден плотно и ежедневно общаться с людьми (обучать, читать лекции, принимать экзамены и т.д) — они сообщают, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у тех, с кем им приходится работать, год от года падает все ниже и ниже.

Большинство людей испытывает колоссальные затруднения при чтении больших текстов, не говоря уже про книги. Даже блог-посты размером более трех-четырех абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдется человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания «слишком много букв — не осилил», которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение.

Даже люди с хорошими (в прошлом) навыками чтения говорят, что после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой.

Чтение попросту «не идет», прежде всего, потому, что:

а) не получается заставить себя перестать сканировать текст, отыскивая в нем ключевые слова

б) совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству классических, высокосодержательных или наукоемких произведений, который полностью отсутствует в обмене телеграфной «СМС-отрыжкой».

В результате этого одно предложение приходится перечитывать по нескольку раз! Наиболее откровенные люди так прямо и говорят: я противен/противна сам(а) себе.

Но это еще далеко не все. Из-за постоянной подключенности к интернету резко ухудшаются такие навыки человека, как способность возвращаться к уже некогда осмысленной информации, анализировать прочитанное и подключать воображение. Еще хуже то, что в 80% случаев люди ходят в интернет за сомнительными развлечениями, либо черпают оттуда информацию, имеющую не то что нулевую, а отрицательную культурную ценность.

При этом большинство людей (особенно молодых) привязаны к своим гаджетам настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня испытывают не только психическую подавленность, граничащую с паникой, но и реальную физическую ломку, напоминающую наркотическую. Не верите? А ну-ка выключите свою мыльницу СОВСЕМ и попробуйте прожить без нее хотя бы 2-3 дня.

Есть мнение, которое я вполне разделяю, что способность эффективно воспринимать сложные тексты, читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей. Идея эта не нова, поскольку еще Умберто Эко в романе «Имя розы» предлагал пускать в библиотеку только тех, кто умеет и готов воспринимать сложные знания. А все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет.

Короче говоря, никакие таблетки, никакие пищевые добавки, никакие диеты, никакие мозгоправы и т.п. не способны остановить деградацию мозга. Остановить ее может только одно — прекращение поступления в систему обработки всевозможного информационного мусора и ежедневная загрузка мозга так называемой «полезной информацией». Процесс этот чрезвычайно сложный, а для многих людей так и вовсе невыполнимый. Для многих поезд, как говорится, уже ушел.

Ещё раз, коротко:

1. Гаджеты, обеспечивающие Вашу постоянную подключенность к информации/интернету — смартфоны, айпады и пр., без которых Вы теперь даже в туалет сходить не можете, — делают Вас практически дебилом с вялым, апатичным, с еле соображающим мозгом, который не способен думать и анализировать. Но, как и всякий наркоман, Вы, конечно же, убеждены в обратном — в том, что эти мыльницы делают Вашу жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т.п., а Вас лично — «сильно продвинутой личностью», которая всегда в курсе всего.

2. Благодаря этим устройствам, в Ваш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, который загаживает Ваш «бортовой компьютер» настолько, что ты годитесь лишь для выполнения самой примитивной, низкоквалифицированной работы. Вы не в состоянии ни связно говорить, ни писать, ни читать — Ваша речь косноязычна и наводнена словами-паразитами. Рассказывая кому-то о чем-то, Вы с трудом подбираете нужные слова, а слушая кого-то — быстро теряете нить разговора и начинаете скучать и зевать. Писать Вы не можете, поскольку практически в каждом слове начинаете делать ошибки, а как использовать знаки пунктуации — не знаете даже приблизительно. Зато Вы круто делаете сэлфи (и прочие мусорные фото) и стучитесь к кому-нибудь в Viber или WhatsApp.

3. Короче говоря, слушайте плохие новости: мобильную связь нужно использовать только и исключительно в ЭКСТРЕННЫХ случаях. Например, Вы приехали в незнакомый город и не можете найти встречающего — позвонить действительно нужно. Или Вы опаздываете на важную встречу — позвонить реально необходимо, т.е. нужно настроить Ваш гаджет только на приём или передачу необходимой Вам профессиональной и деловой информации. А остальное время Ваш гаджет должен быть ВЫКЛЮЧЕН. Впрочем, я представляю себе, как Вам неуютно от одной только мысли об этом.

4. Нужно быть готовым к тому, что все Ваше окружение Вас, мягко говоря, не поймет — Вам скажут, что Вы с приветом, совсем ку-ку, что у Вас поехала крыша и т.п. Наплевать и растереть. Помните, Вы объект для информационного нападения и вам нужно защищаться. Как говорил президент CBS News Ричард Сэлант: «Наша работа — продавать людям не то, что они хотят, а то, что нужно нам».

5. И, наконец, Вам нужно заново учиться читать книги. Настоящие бумажные книги — понимаете? Не разглядывать часами подслеповатыми глазами свою мыльницу с экраном, а читать книги. Будет тяжело, но Вы попробуйте. Насиловать себя не нужно — в первый день прочитайте полстраницы, на следующий — целую страницу, на третий день — 1,5 страницы и т.д. Учтите, что организм будет всячески этому сопротивляться — будет и тошнить, и ломать, и тянуть заняться чем угодно, лишь бы мозг не напрягался.

Травмы поколений

AdMe.ru публикует для вас эту пронзительную и откровенную статью психолога Людмилы Петрановской, которая объясняет, почему наши родители и мы стали такими, какие есть. Невозможно оторваться до последней строчки.
Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии — первый удар по ним.
И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел — постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно. И она каменеет. Ее лицо представляет застывшую маску, ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним.
Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен.
Идут годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет.
Самое страшное в этой патологически измененной женщине — не грубость и не властность. Самое страшное — любовь, она может убить своей заботой. У меня была подружка в детстве, поздний ребенок матери, подростком пережившей блокаду. Она рассказывала, как ее кормили, зажав голову между голенями и вливая в рот бульон. Потому что ребенок больше не хотел и не мог, а мать и бабушка считали, что надо.
Но оставим в стороне крайние случаи. Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует.
Травма пошла на следующий виток.
Настанет время, и сам этот ребенок создаст семью, родит детей. Годах примерно так в 60-х. Кто-то так был «прокатан» железной матерью, что оказывался способен лишь воспроизводить ее стиль поведения.
Но рассмотрим вариант более благополучный. Ребенок был травмирован горем матери, но вовсе душу ему не отморозило. Впервые взяв на руки собственного ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей.
И только одно плохо — он растет. Стремительно растет, и что же потом? Мать настолько сильно страшится очередного одиночества, что у нее разум отшибает. «Я не могу уснуть, пока ты не придешь». Мне кажется, у нас в 60-70-е эту фразу чаще говорили мамы детям, а не наоборот.
Что происходит с ребенком? Он не может не откликнуться на страстный запрос его матери о любви. Но ведь есть и он сам, самостоятельная жизнь, свобода. И он уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. В ход идут скандалы, угрозы, давление. Как ни странно, это не худший вариант. Насилие порождает отпор и позволяет-таки отделиться, хоть и понеся потери.
Но что-то мы все о женщинах, а где же мужчины? Где отцы? Мальчики тоже мамами выращены. Слушаться привыкли. Сам мужчина не имеет никакой внятной модели ответственного отцовства. На их глазах множество отцов просто встали однажды утром и ушли — и больше не вернулись. Поэтому многие мужчины считали совершенно естественным, что, уходя из семьи, они переставали иметь к ней отношение, не общались с детьми, не помогали.
Ох, эти разводы 70-х — болезненные, жестокие. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, потому что кроме одиночества никогда ничего не видели.
В результате — обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют. Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение.
Но случилось и хорошее. В конце 60-х матери получили возможность сидеть с детьми до года. Они больше не считались при этом тунеядками. Вот кому бы памятник поставить, так автору этого нововведения. И еще случилось хорошее: отдельное жилье стало появляться. Хрущобы пресловутые. Хоть и слышно было все сквозь них, а все ж какая-никакая — автономия. Граница. Защита. Берлога. Шанс на восстановление.
Итак, третье поколение. «С нас причитается» — это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей.
Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.
Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом — муки невозможной сепарации и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись — и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.
Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца.
Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперответственности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Но внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей.
Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?» В результате дети, выросшие в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях, не знают соседей и не хотят знать.
А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.
Конечно, полученные и усвоенные в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться.
Другой вариант сценария разворачивается, когда берет верх еще одна коварная установка гиперответственных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это — отдельная песня. Если поколение детей войны жило в уверенности, что они — прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперответственных почти поголовно поражено «родительским неврозом».
Мой сын — представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей. К сожалению, у многих с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом: «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается».
А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми — дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает — все хуже.
Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать.
Жизнь покажет.
Автор: Петрановская Людмила

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/travmy-pokolenij-1106360/?vksrc=vksrc1106360&vkcachebuster1211063609615956590 © AdMe.ru

Чокнутые

Я хожу по району и расклеиваю объявления о пропаже человека. Фотография улыбающегося парня, пожалуйста, позвоните, если видели его, вознаграждение гарантировано…
Времени — четыре часа утра. На меня недобро косится пьяница с заблёванной лавочки. Трёт глаза.
Фотография на объявлениях — моя собственная.

Начнём, пожалуй, с того, что я убил человека.
Интриги тут никакой, как ни странно. Просто в определённый момент я почувствовал, что уровень риска в моей жизни должен быть чуть выше, чем курить в пяти метрах от метро.
Ну и убил. Такой же предрассветный час, пустая улица, я иду, навстречу мне какой-то парень. Шмальнул в него из огнестрела и сразу в соседнюю подворотню. Откуда у меня огнестрел — вопрос иной, и отвечать я не буду. Если и подставлять, то только себя.

Вроде всё чисто проделал, хоть и впервые в жизни, ушёл сквозными дворами, но не оставляет мерзкое чувство, что за мной следили. Поэтому и расклеил — вдруг кто откликнется. На некоторых объявлениях с присущим мне поганым чувством юмора накарябал ‘Откликается на кличку Михаил’. Я, правда, не Михаил, но это дело иное.

К вечеру я уже жалею о своём решении. Телефон разрывается от звонков ребят, которые видели точно такого, очень похожего, прошлой весной, живым, мёртвым, точь-в-точь-только-женщину, и все хотели вознаграждения. Зарёкшись претворять свои великолепные идеи в жизнь, я методично заносил всех отзвонившихся в игнор-лист, и тут раздался ещё один звонок.
Я не успел остановить свой палец — занесённый над очередным алчущим, он принял звонок. Я хотел было сбросить, но первая же торопливая фраза заставила меня замереть.
— Это же ты тот парень с объявления? Я видела тебя.
Голос был из тех, что сверлом ввинчиваются прямиком в ваш мозг, минуя барабанные перепонки. Затыкать уши было ещё бесполезней, чем пытаться вставить хоть слово, и я ошарашенно слушал.
— Так… сейчас… секунду… — шуршание на фоне сменилось щелчками, и штифтом вкрутился в висок радостный взвизг: — Да! Я установила, где ты! Сейчас приеду.
— З-зачем? — промямлил я, лихорадочно оглядываясь. Самое время пожалеть об отсутствии решёток на окнах и осадных орудий.
— Ну как зачем? — искренне удивилась она. — Ты же человека убил, даже поговорить со мной не хочешь? Всё, я выдвигаюсь.
Я в отчаянии отбросил затихший телефон и кинулся собирать вещи. Она скоро будет здесь. Лучше просто пойти и сдаться на волю закона.
В дверь позвонили.
— Эй, а ну открывай! — игнорируя все охранные системы, ни одна в мире из которых не могла бы меня спасти, проник в мой доселе уютный дом и достиг моих ушей требовательный голосок.
И я открыл. Не открывать было бы бесполезно.

— И откуда ты знаешь, что я убил человека? — спросил я, когда она расселась на одном из моих барных стульев, болтая ногами. — И кто ты вообще такая?
— Видела, — радостно ответила она. — Это вообще-то мой парень был. А я Катрин.
— Катя, значит? — рассеянно переспросил я, ставя чайник.
— Катрин! — рявкнула она, и жалобно зазвенели окна. Я решил не спорить с человеком, который сейчас мог посадить меня лет на десять, и кивнул.
— Ты знаешь, я думаю, ты как Иисус наоборот.
Я поперхнулся.
— Ну сам посмотри. Я выгнала его из своего дома, а потом смотрела ему вслед и хотела, чтобы он сдох. И тут мимо проходишь ты и убиваешь его! Иисус воскрешал мёртвых, а ты наоборот!
Катя смотрела на меня большими обожающими и требовательными одновременно глазами. Я вздохнул и поставил перед ней чашку чая.
— Катя… Катрин, мне кажется, ты немножко чокнутая. Давай так — я пришил твоего парня, тебя это устраивает, поэтому ты не стучишь на меня и мы просто расходимся, окей?
— Я вообще-то чёрный чай не люблю, — ответила она и посмотрела на меня водянистыми прозрачными глазами. — Я люблю каркаде.
— И где я тебе его возьму?
— В магазине, — невозмутимо ответила она. — Я у тебя ночевать останусь. У меня вся квартира полна ментов, спать мешают.
— Сама в свой магазин и иди, — я отнял у неё чашку и вылил чай в раковину. — Я постелю на диване.

Ночью я открыл глаза — и чуть не поседел, увидев над собой растянутое в ухмылке лицо и блестящие глаза. Я резко сел, сбросив сидевшую на мне Катю, и зажёг свет.
— Какого чёрта ты тут делаешь? Иди спать на диван.
— Я хочу, чтобы ты сделал мне ребёнка, — свистящим шёпотом сообщила мне Катя, и я невольно отпрянул.
— Отцовство не входит в мои планы на ближайший месяц, знаешь ли.
Она перебила меня:
— Да от тебя ничего не требуется! Просто сделай и всё. Я хочу, чтобы мой ребёнок был наполовину Иисус. Убивал людей по желанию других, как ты…
— Это называется киллер, а с теологией у тебя так себе, — я укрылся одеялом и отвернулся. — Иди спи.
— Я не хочу, — она легко спрыгнула на пол и натянула мой свитер. — Ой! А это ты из него убил человека?
Я открыл глаза. Катя наставила на меня мой пистолетик, прищурив глаза. Вероятно, воображала себя Иисусом.
Я вздохнул.
— Он не заряжен. Наиграешься — положи в стол и сходи за каркаде. Ключи на подоконнике, — пробормотал я, прежде чем окончательно провалиться в сон.

Наутро я просыпаюсь от звона разбитой чашки. Наспех натянув джинсы, я выскакиваю — как раз вовремя, чтобы посмотреть в невинные Катины глаза.
— Смотри, какой красивый, — она протягивает мне осколок на ладошке. Он и вправду красив, но я придерживаюсь мнения, что из чашек надо пить, а не колотить их. Я протягиваю ей веник и совок и ставлю чайник.
— Ну и надолго ты здесь? — спрашиваю.
— Да пока за мной не приедут, — беспечно отвечает она, рассеянно выдёргивая из веника соломинки.
— Не приедет кто? — подозрительно переспрашиваю я, и тут в дверь звонят. Я осторожно приоткрываю её, и моё сердце падает.
— Добрый-добрый, — в мою квартиру вразвалочку заходят двое полицейских. — Гражданка Мурашёва Екатерина тут находится?
Я молча киваю. К горлу подкатывает ком, и я ловлю себя на иррациональном раскаянии, что ругал Катю за кружку. Почему-то в этот момент мне не хватает немного ультразвука в свои уши. Почему-то теперь десять лет кажутся куда большей потерей, чем до её появления.
— Ну и зачем ты так со мной… — обречённо говорю я выплывающей из моей кухни Кате. Она непонимающе таращится.
— А, ты о ребятах? — она хихикает. — Я им просто дала твой адрес, когда из дома уезжала. Вы чего?
— Да из больницы звонили, ваш молодой человек в себя пришёл. Спрашивал о вас.
И тут я начинаю истерически хохотать. Хохочу, хохочу и не могу остановиться. Смотрю на свои руки, которые вовсе не Иисусьи и даже не наоборот. Смотрю на Катю, которая вот-вот уйдёт, я точно знаю. Смотрю на ребят в форме, которые даже не за мной пришли, ведь я и убить человека не смог толком. Живот болит, и я сгибаюсь и держусь за стену, чувствуя себя таким неудачником. Таким живым — в последний момент перед тем, как эта жизнь уйдёт, так и не убрав за собой осколки.

— Вы в порядке? — осторожно спрашивает меня молодой мент, коснувшись плеча.
— Да, просто он немного чокнутый, — отвечает ему Катя, у которой в волосы вплетены соломинки из веника, и говорит: — Передайте моему молодому человеку, что он чмо и знать я его не желаю, пусть хоть подыхает там. А ты, — она поднимает мою голову за волосы на уровень своей и пристально смотрит в глаза, — теперь-то ты сделаешь мне ребёнка?
Полицейские ретируются так поспешно и смущённо, будто считают, что продолжением Катиного рода я займусь немедленно. Я смотрю в прозрачные глаза и спрашиваю:
— Так ты не уйдёшь оттого, что я не убил твоего парня?
Она хихикает и спрашивает меня вместо ответа:
— Так ты сделаешь мне каркаде?
‘Точно чокнутая’, — проносится в моей голове. — ‘То ребёнок ей, то каркаде’.
И я встаю и иду на кухню. И делаю.

 

Неизвестный автор