Обучение Нео

В своё время я много пересматривал Матрицу, этот момент… очень много. Их диалог я запомнил наизусть, помню спустя 10-15 лет:

/Нео просыпается в своей каюте. Дверь открывается, входит Тэнк/
— Привет, я Тэнк, твой оператор.
— У тебя нет никаких… дырок?
— Мы с братцем Дозером самые настоящие человечки, домашней выделки. Оба дети Зиона
— Зион… это город?
— Человеческий город. Он там, под Землей, ближе к ядру, где всё еще тепло. Если повезёт, сам увидишь… чёрт! Не терпится проверить, что если Морфеус прав. Не принято этого говорить, но если это правда… ух, загуляем! Ну всё, к делу, график плотный
/сели в кресла/
— Так… принято проводить спецподготовку, но это тоска зелёная. Как насчёт предмета повеселей? Начнём… с рукопашной
— Джиу-джитсу? Меня научат джиу-джитсу?
/Тэнк делает движение мимикой, загружает файлы и нажимает enter. В Нео загружается инфа, после чего он резко просыпается/
— Ух!
— Как тебе понравилось это блюдо?! Хочешь добавки?
— Да… еще!
/на экране проносится: каратэ, тэн-по, тхэквондо, пьяный стиль/
/спустя время приходит Морфеус/
— Ну как… он справляется?
/Тэнк смотрит на экран и моргает красными глазами (эффект сухого глаза)/ Девять часов. Как машина.
/Нео просыпается, смотрит на Морфеуса/
— Я знаю кунг-фу
— Проверим

Они оказывается в матрице.
— Это спаринговая программа. Похоже на виртуальную среду матрицы. Тут соблюдены все законы природы, например, гравитации. Но запомни: некоторые из них ты можешь обойти, другие — поломать. Понятно? /Нео кивает/ Ударь меня. Если сможешь.
/они дерутся первый этап/
Морфеус:
— Молодец! Освоился. Импровизируешь. Твой минус — не в технике боя.
/Нео снова кивает и бросается в атаку/

Маус открывает дверь в каюту-кухню и кричит всем:
— Морфеус дерётся с Нео!
Все вскикивают и бегут туда

/Нео с Морфеусом дерутся активно, сосредоточенно, но в какой-то момент Морфеус ударяет Нео в незащищённый бок ногой. Нео отлетает в деревянную колонну, ломает её и падает. Тяжело дышит/
— Вы… вы быстрее
— Ты думаешь, что здесь, в этом мире, моя скорость, реакция… зависит от мускулов? /тут наклоняется к Нео/ Я даже воздухом не дышу. Мм? /отходит в сторону/ Еще раз!

Начинается третий этап драки. Они начинают драться быстро, очень быстро. Маус, кусая ногти:
— Смотри, как разогнался! Нейрокинетика вдвое выше нормы! /взволновенно тыкает пальцем в экран, Тэнк убирает его палец, чтоб не тыкал/

В конце Нео разгоняется и его кулак останавливается в сантиметре от лица Морфеуса.
Нео:
— Я понял, что вы делали.
— Хорошо. Но запомни: я могу показать тебе дверь. Ты сам должен вырваться на волю. /обращаясь в небо/ Тэнк, программа прыжков!

Тут они оказываются на крыше дома. Нео оглядывается, Морфеус ему:
— Отрекись от всего, Нео. Страх, сомнения, неверие отбрось. Очисти свой мозг
Бежит, прыгает — и перепрыгивает
Нео смотрит на него, потом вниз, потом отдходит к краю:
— Так… значит очистить… хорошо
Бежит, прыгает — и падает на асфальт.

Маус смотрит на экран:
— Значит… мы тоже можем…?
Белая девушка его перебивает:
— Ничего это не значит
Бородатый чувак:
— Все мы падали в первый раз… правда, Тринити? /оглядывается назад, но Тринити уже ушла/

Честно стырено с пикабу: https://pikabu.ru/story/quotvchera_vecherom_ya_vzyal_360gradusnuyu_kameru_i_nemnogo_stalnoy_vatyi_na_svoy_dvor_i_vot_kakaya_krutaya_fotografiya_u_menya_poluchilasquot_6087473?cid=119332086

Анекдот холодной войны

Времена холодной войны. Где-то на международной станции на Антарктиде с интервалом в несколько минут садятся два самолета: Ан-24 и F-117 с делегациями от соответственно СССР и США. Несмотря на предвзятость отношений, стороны пожали друг другу руки и по старой доброй славянской традиции нажрались за знакомство.

Дискуссию начал пьяный в дупу советский пилот:

— Хоть у вас, америкосов, технологии и космических масштабов, а вы быстрые самолеты делать так и не учились…

— Чувак, лучше проспись…

— …Да мы ваш Стелс на своем Ане сделаем.

…В общем все закончилось пари на пол Советского Союза с одной стороны и 25 штатов с другой.

На утро с бодуна советские пилоты поняли, что зря они не закусывали. Надо что-то делать! Нашли добротный трос и втихаря привязали его к хвосту Ф-117.

Старый советский анекдот не потерявший актуальности

Взлет. Кабина американского самолета:

— Капитан, высота 12 тысяч футов, скорость 600 км/ч.

— Что там русские, лейтенант?

— На расстоянии 100 м.

— Меняй геометрию крыла.

Крылья поворачиваются, меняют форму. Самолёт разгоняется.

— Скорость 900 км/час, русские на расстоянии 100 м.

— Переходи на звуковую.
Самолёт разгоняется, переходит на сверхзвук.

— Скорость 1200 км/ч, русские на расстоянии 100 м.

Капитан срывает рацию:

— Говорит Капитан ВВС США. Вызываю Пентагон, свяжите меня с генералом Малковичем. Случай чрезвычайной важности. Запрашиваю разрешение на использование секретных военно-воздушных технологий код 001786.

— Запрос разрешен.

Капитан вводит пароль на пульте и жмет красную кнопку. Из турбины Ф-117 вырывается синий огонь и самолет разгоняется до 4000 км/ч. Русские у себя в кабине от таких событий в полном удивлении. Уши на их шапках ушанках встали дыбом. Ан-24 трясётся, ходит ходуном, но не отстает. Наконец-то не выдерживают крылья и отваливаются. Капитан смотрит на это все и говорит:

— Кажется, мы проиграли.

— Но почему, капитан?

— Русские только что начали менять геометрию крыла.

Сплетни — это замечательно!

Многие люди считают, что сплетничать, — это ужасно, да и вообще очень низко. Но в то же время, сами этим постоянно занимаются, ну чего скрывать, каждый день! И всё же стыдливо прячут взгляд, когда их застают за этим занятием, или же если в компании вдруг кто-то внезапно замечает «Да вы же сплетничаете!»

Интернет-ресурсы по популярной психологии пестрят множеством статей о том, что сплетни это плохо, о том как этого избежать, да и вообще как перестать заниматься этим грязным делом. Да вы и сами можете вполне набрать запрос в интернете, например «почему сплетничать плохо».

Многие журналы и газеты раздают советы о том, как перестать сплетничать.
Но ведь это же так интересно!

Существует заблуждение, что:

…сплетни рождаются и царят там, где властвуют серая будничность, недовольство собственной жизнью, нередко страх, часто корыстолюбие, зависть, иногда даже мстительность.
https://zn.ua/SOCIETY/psihologiya_spleten.html

Если поспешить с выводом, то получится, что сплетни — это прерогатива неудачников, которые нечем заняться, вот они и придумывают всякие слухи, чтобы напакостить друг другу, подставить своего недруга, оклеветать своих врагов, да и всячески ухудшить жизнь человеку, которого недолюбливаешь.

На самом деле сплетни — родом из аристократических семей, из высшего света, того интеллигентного общества, где людям свойственно плести интриги, заниматься политикой, и всячески обсуждать друг друга. И не потому, что человеческая природа так низка, а как раз наоборот, потому что они уже добились высокого уровня, где им больше ничего не нужно. Все ресурсы у них есть, и чем им остаётся заниматься? Только лишь плести интриги и совершенствовать интеллектуальные способности.

Ну и что же в этом такого? Что тут плохого? Давайте разберёмся!

И чтобы понять, откуда происходят сплетни, придётся углубиться в далёкое прошлое, в детство нашей цивилизации, в колыбель наших предков.

Согласно одной из современных гипотез, человеческое мышление сложилось таким социальным, а ум человека так сильно вырос не потому, что обезьяна взяла палку, и не потому, что начала делать инструменты, а во многом лишь благодаря тому, что люди хитростью пытались выиграть друг у друга. Не силой, не угрозами, не прямой конфронтацией, не прямой и очевидной экономической конкуренцией, а именно скрытыми политическими талантами; и с переменным успехом, получая те или иные ресурсы, человеческое благосостояние улучшалось, а разум совершенствовался, когда человек, пытаясь манипулировать мнениями и действиями других людей учился управлять социальным сознанием.

Когда человек выиграл у природы, куда было ему направить всю эту энергию, и как дальше развиваться, если конкуренты закончились? Дальше развитие шло социальным путём. Люди обратили внимание друг на друга, и тут ускорилось социальное развитие разума. Вот здесь-то и появилось стремление к власти, не то примитивное стремление к доминированию, которое можно наблюдать у животных, а стремление именно управлять людьми.

Потому что когда у тебя есть какой-то материальный ресурс, и ты им обладаешь, то это очень просто и скучно: контролировать его очень просто, ограничив доступ к нему силой или другим защитным механизмом. Но как контролировать людей, которые не являются материальными ресурсами? Тут приходится развивать совершенно другой аспект, который называется «социальной манипуляцией».

Возвращаемся к теме сплетен. Почему люди сплетничают?

Тут важно действительно разделить основные задачи на две категории:

  1. Чтобы узнать\распространить информацию о третьих лицах, которая будет полезна им или другим.

2. Чтобы исказить информацию о человеке (группе людей), в своих целях, например, для развлечения.

В сущности, первая задача берёт за основу познавательную функцию. Люди совершенно искренно хотят узнать о других то, чего они не знают, и это их главный познавательный инстинкт. Кто бы мог подумать, что на этом этапе они могут случайно вступить в сложную игру интриг и манипуляций, со сложными социальными элементами.

Ведь первую, и очень полезную социальную задачу очень часто путают со второй, потому что со стороны их очень сложно друг от друга отличить, если в эту игру играют профессионалы.
А вот вторая задача имеет куда больше интересных моментов.

Как появляются слухи и вымысел?

Прежде всего есть базовые психологические причины, которые идут от человека, который распространяет слухи.

Во-первых, он может всего лишь заметить в другой личности проекцию самого себя, и после этого уже не отличит правду от вымысла, начиная наделять другую личность собственными свойствами. Это происходит бессознательно.

Во-вторых, человеку может нравиться сплетничать, потому что для него это всего лишь развлечение. Ему интересно следить за слухами, и он сам любит играть в эту игру, потому что это его любимое поле. Он производит слухи сознательно, часто добавляя какой-нибудь вымышленный факт, на который обращает внимание других. И после этого уже включается механизм социального переноса.

​В-третьих, самая рациональная причина (не имеющая ничего общего с эмоциональным состоянием или психикой, а с холодным расчётом разума).
Это тактическая инициатива, чтобы достичь нужного результата, например, опорочить конкурента, чтобы занять его место. Это может быть на низком социальном уровне (два секретаря), или на высоком (две корпорации). Но в сущности цель одна — занять более доминирующее положение на рынке, занизив ценность конкурента. Сюда же относятся многие политические игры.

Обмен сплетнями свидетельствует об определенном сходстве иерархических ценностей, потребностей или характеров общающихся людей. Своеобразный сигнал: «Мы одной крови — ты и я; я такой же, как и вы; я — свой!». Девочки-подростки сплетничают о новенькой однокласснице, а через некоторое время она уже и сама в этой группе, распускает слухи.

Чаще всего сплетня это единственный способ узнать что-то новое о человеке, который сам о себе не очень-то любит рассказывать, или всячески искажает информацию о себе, чтобы создавать нужное впечатление. В этом случае это похоже на особое приложение к официальной информации. То, что человек сам рассказывает о себе (в дружеском кругу или в интервью популярному журналу), это одно, сплетня же говорит о чем-то скрытом, так сказать обратной стороне медали. То есть, шанс уловить более правдивую информацию, куда выше, если вы обладаете нужными навыками общения, изъятия из уст других людей более релевантной информации о личностях.

И ровно поэтому люди по своей природе так плохо относятся к сплетням, потому что этот слух разошёлся со стороны наиболее социально влиятельных людей, ведь со стороны социальных манипуляторов сплетничать это плохо.
Разумеется, для них это очень плохо! Ведь если скрытые сведения о них разойдутся, то это ужасно навредит их репутации, и ухудшит социальное положение. Поэтому они всячески будут поддерживать миф о том, что сплетни это плохо, но при этом сами будут распространять слухи, чтобы запутать других людей, сбить следствие, так сказать, с нужного пути. Ведь чем больше разной информации, тем проще в итоге вообще не узнать ничего полезного, а в мире цифрового шума это приобретает очень серьёзные обороты.

Хочется напомнить историю о запретном плоде, и как он сладок; а по аналогии показать, как удобно поддерживать миф о слухах, поскольку в дело сразу же вступает механизм саморегуляции — само общественное мнение будет стабилизировать себя отрицательной обратной связью. Если слухов нет — то сплетни это интересно, но как только слухов слишком много — это плохо. Именно так работает этот социальный механизм.

Медицинские аспекты сплетен

Безусловно, сплетни — это плохо, однако нам удалось найти свидетельства того, что они играют важную роль в охране общественного порядка
— Робб Уиллер, социальный психолог

Исследование показало, что сплетни могут обладать терапевтическим эффектом. Сердечный ритм добровольцев, принявших участие в эксперименте, учащался, когда они видели, как кто-то ведет себя плохо, однако они чувствовали себя очень хорошо, когда могли передать информацию, «предупредив» других.

Подтекст любой сплетни — версия о том, что «уж мы-то лучше, чем они!» Это воодушевляет, дает чувство превосходства — пусть и иллюзорное. Сплетни развлекают, объединяют, обеспечивают взаимную поддержку и даже выводят из состояния депрессии.

И напоследок

Собственно, когда вы в следующий раз услышите что-то типа «А почему это вы сплетничаете?», помните, что протестовать против сплетен может либо человек, которому есть что скрывать, либо совершенно консервативный и некомпетентный в вопросах распространения информации.

Если же вы догадываетесь, что за слухами стоит чья-то выдумка, так и заявите прямо об этом, а не ограничивайте действия людей (а по факту запрет слухов и есть именно механизм ограничения), что ни к чему хорошему не приведёт, а может лишь обернуться для вас впоследствии проблемой.

Помните, мы живём в мире цифрового шума, а сплетни являются одной из попыток разобраться в ситуации. И запрещать себе сплетни (которые могут нести в себе много полезной информации, они же способны раскрывать мошенников и патологических лгунов), лишь потому, что кто-то из вашего окружения плохо к ним относится — значит ограничивать себя из-за шаблонов, которые сформировали социальные манипуляторы, они же ограничивают общественное мнение, позволяя им удерживаться там, где они не долго бы удержались, если бы вся информация о них была бы опубликована без изменений.

Слухи формируют общественное мнение. Сплетни дают жизнь той информации, которая бы никогда не увидела свет, если бы их не было. Надо понимать, что даже в век интернета, информация никогда не увидит свет, если прервать цепочку на этапе формирования. Сеть лишь ускоряет процесс передачи информации, позволяя обычных людям выступать в роли масс-медиа. А проверить слухи в наше время куда проще, ведь сейчас эра публичности.
И эта публичность становится необратима, да и является залогом нашей безопасности и развития общества в целом.

P.s.: Спасибо Майе за то, что она своим комментарием натолкнула меня на идею написать эту статью.

Автор: Виталий Виноградов

Глобальное потепление 2100

У сегодняшних детей будут свои внуки, когда они доживут до момента, на котором заканчиваются все климатические прогнозы. Нет ли в прошлом каких-то подсказок насчёт нашего будущего?


Карта современной Антарктики, где показана скорость отступления (2010-2016) «линии сцепления», на которой ледники теряют контакт с дном, а также океанские температуры. Одинокая красная стрелочка в восточной Антарктике – это ледник Тоттен, содержащий столько воды, что её хватит на поднятие уровня мирового океана на 3 метра.

Все, что случилось с нами, лишь пролог.
— Уильям Шекспир, «Буря»

2100-й год выглядит, как линия из ограничительных флажков, стоящих на финишной черте изменений климата – будто бы все наши цели заканчиваются именно тогда. Но, перефразируя предупреждение на зеркале заднего вида, он к нам ближе, чем кажется. У сегодняшних детей будут свои внуки, когда они доживут до момента, на котором заканчиваются все климатические прогнозы.

Однако, в 2100-м году климат не перестанет меняться. Даже если мы успешно ограничимпотепление в этом веке величиной в 2 ºC, содержание CO2 в воздухе составит 500 миллионных долей (ppm). Такого уровня наша планета не видала со времён середины миоцена16 млн лет назад, когда наши предки ещё были человекообразными обезьянами. Тогда температура была выше на 5 – 8 ºC, а не на 2 ºC, а уровень моря был выше на 40 метров, или даже больше – не на полметра, которые ожидаются к концу этого века, согласно отчёту межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) от 2013 года.

Откуда взялся зияющий разрыв между предсказаниями на конец века и тем, что было в прошлом Земли? Не говорит ли климатическое прошлое планеты нам о том, что мы что-то упустили?

Время

Одна большая причина разрыва проста: время.

Земле необходимо время на реакцию на изменения содержания парниковых газов. Некоторые изменения длятся годами, другим на достижение нового равновесия требуется целое поколение. Таяние льдов и вечной мерзлоты, разогрев глубин океанов, формирование торфяных слоёв, реорганизация растительного покрова – на эти процессы уходят столетия и тысячелетия.

Медленная реакция такого типа не учитывается в климатических моделях. Это частично происходит из-за недостатка компьютерных мощностей для их обсчёта, частично – поскольку мы концентрируемся только на том, что произойдёт в следующие несколько десятилетий, частично – поскольку эти процессы предсказуемы не на 100%. Но, несмотря на то, что пока климатические модели успешно предсказывают наблюдаемые изменения, неопределённости существуют даже для реакций, происходящих довольно быстро – таких, как образование облаков или усиление потепления на полюсах.

Прошлое Земли, с другой стороны, демонстрирует нам то, как на самом деле проходило изменение климата, суммируя весь спектр быстрых и медленных откликов планеты. Во время прошлых изменений климата, во время которых у Земли были ледяные шапки (как сегодня), она обычно разогревалась на 5 ºC – 6 ºC при каждом удвоении уровня CO2, при этом на весь процесс уходило порядка тысячи лет. Это примерно в два раза больше значений «равновесной чувствительности климата» (Equilibrium Climate Sensitivity, ECS), используемого в моделях предсказания климата до 2100 года, которые подсчитываются в основном исходя из исторических наблюдений.


«Все, что случилось с нами, лишь пролог» – гравировка на здании национальных архивов в Вашингтоне О.К.

«Мы действительно ожидаем, что системная чувствительность Земли (измените CO2, и на это отреагируют все системы – ледяные шапки, растения, уровень метана, аэрозоли, и проч.) окажется выше ECS. Наше изучение плиоцена говорит, что примерно на 50% выше, хотя и это не предел», — сказал мне Гэвин Шмидт, директор Годдардовского института изучений космоса НАСА в Нью-Йорке.

Или, как сказала Дэйна Ройер из Уэслианского университета: «Проще говоря, климатические модели обычно недооценивают степень изменения климата относительно геологических свидетельств».

Частично за более высокий уровень изменений отвечает медленно реагирующие системы Земли, ответственные за общее потепление. Даже если бы завтра прекратились абсолютно все выбросы парниковых газов, уровень моря будет расти ещё много столетий из-за теплового расширения и таяния ледников; ледяные шапки Антарктики и Гренландии также будут продолжать таять из-за уже накопленной климатом за несколько десятилетий температуры. И поскольку CO2 подолгу остаётся в атмосфере, в отсутствие геоинженерных решений по его удалению мир преодолеет любой предел по температуре, назначенный на конец столетия, и она останется высокой ещё на несколько сотен лет.

Но это не объясняет разрыв полностью, а значит, мы не учитываем ещё какой-то усиливающей обратной связи. Как сказано в национальной оценке климата США 2017 года: «несовпадение моделей с данными по прошлым потеплениям говорит о том, что климатические модели упускают не менее одного, а может и более, процесса, критического для будущего потепления, особенно в полярных регионах».

Сможет ли миоцен поведать нам будущее?

Климатический оптимум середины миоцена (Mid-Miocene Climate Optimum, MMCO) был древним потеплением климата, во время которого уровни CO2 скакнули от менее чем 400 миллионных долей до 500. Содержание CO2 в древности измеряется различными косвенными методами, такими, как содержание изотопов бора и углерода в ископаемых и древних почвах, или по порам на ископаемых листьях. Причиной скачка был редкий вулканический феномен, «крупная пирогенная провинция», во время которого огромные количества базальта были извергнуты на поверхность на западе современной территории США 16,6 млн лет назад. Иветт Элей и Майкл Хрен [Yvette Eley and Michael Hren] из Коннектикутского университета изучали, как это повлияло на климат.

Они пользовались таким инструментом, как молекулы жира, оставшиеся в отложениях после живших в то время растений и микробов. Элей и Хрен извлекли химические останки микробов миоцена из грязей того периода в Мэриленде, а затем пересчитали процентное содержание различных жировых молекул в температуру почвы, используя калибровки, основанные на более чем десятилетнем изучении микробных жиров в современных почвах со всей планеты. «Определённо время появления этих базальтовых потоков и время изменения климата очень тесно связаны, — сказала Элей. – Наши биомаркеры определённо отслеживают поведение CO2. Что бы ни вызвало изменения в системе экологии планеты, оно определённо следовало за pCO2».

Но среди различных примеров климатических колебаний MMCO был очень мягким, по сравнению с концом пермского периода, триасового периода и других событий, связанных с массовыми вымираниями. Выбросы CO2 в миоцене были достаточно медленными, чтобы избежать значительного окисления океанов, в отличие от сегодняшнего дня или экстремальных примеров из прошлого.

Они схожим образом подсчитали и температуру морей, используя химические останки морских микробов: «Мы получили относительное изменение температуры поверхности моря во время MMCO на 4-5 градусов – а тогда температура моря была на 6 градусов больше сегодняшней», — сказала Элей.

Теплее, влажнее, суше?

Они измерили влажность атмосферы в миоцене, анализируя химические остатки воскового покрытия листьев растений, откалибровав их по современным значениям в различных местах планеты. «Если использовать воск с листвы, наш биомаркер, в качестве показателя влажности атмосферы, то мы приходим к выводу, что в середине миоцена атмосфера становилась более влажной, — сказала Элей. – Довольно интересно рассматривать нашу работу в контексте других реконструкций. Запад современной территории США стал более сухим, Южная Америка более влажной, части Европы более влажными, а другие части – более сухими».

Такие удалённые места, как восточное побережье СШАтихоокеанский северо-западзападный КитайПатагонияцентральная Азия и Атакама в Южной Америке стали гораздо более влажными, что привело к увеличению глобальной эрозии. В результате произошло расширение площади лесов и их уплотнение. Интересно, что в Северной Африке или Азии не было признаков пустынь, а сейчас у нас есть пустыни Сахара и Гоби.

Широко распространившееся увлажнение атмосферы и озеленение поверхности не совпадают с теми предсказаниями будущего, которые делаются для текущей ситуации – согласно этим предсказаниям, те части, что сейчас являются влажными, будут становиться более влажными, а сухие – ещё более сухими. Разница может состоять в том, что наше изменение климата происходит очень резко по сравнению с куда как более медленным изменением в миоцене.

Хотя ещё до середины миоцена на планете было очень много лесов (в отличие от сегодняшнего дня, отражающего процесс обезлесения, которому способствовали люди, несколько тысячелетий жившие между ледниковыми периодами), потепление в миоцене привело к чётко наблюдаемым изменениям растительности по всему миру, которые сохранились в ископаемом виде, особенно в виде окаменелой пыльцы.

На большей части Европы субтропические растения пришли на смену адаптировавшимся к холоду растениям, а густые леса с обилием болот заполонили берега и дельты рек на территориях современных Дании и Германии (тогда береговая линия Европы была на 190 км глубже в сторону земли, чем сегодня). Эти болота накапливали бурый уголь, сегодня обеспечивающий четвертьгенерации электроэнергии Германии. Испания сопротивлялась тенденции к увлажнению при помощи жаркого и сухого климата на юге и тёплого и влажного климата на севере, точно как сегодня, и испытывала долгие сухие сезоны.


Жизнь в середине миоцена на территории современной Испании в представлении художника

Судя по европейским растениям, между сезонами перепад температур был меньше.

В Сибири дожди шли в 3-5 раз чаще, чем сегодня, а болота на востоке России тоже накапливали уголь. В арктической Канаде, где сегодня находится тундра с вечной мерзлотой и без деревьев, в середине миоцена низкотемпературные леса из берёз, вязов, падубов и зонтичной сосны сменились высокотемпературными лесами, где рос бук, орешник, амбра, грецкий орех и липа.

Вблизи экватора ранние слоны и антилопы гуляли по травянистому и влажному Аравийскому полуострову, а северная Африка была покрыта лесами там, где сегодня перемещаются песчаные дюны. Человекообразные обезьяны распространились по лесистой планете, и именно тогда наши предки, гоминиды, отделились от других человекообразных.

Но больше всего изменилась Антарктика.

Подъём уровня моря на 40 метров

Растаяло от трети до трёх четвертей Антарктического льда. На земле, освободившейся ото льда, появилась тундра и леса, состоящие из буков и хвойных деревьев, чего не могло бы быть, если бы Антарктическим летом не было бы теплее 10 ºC (это гораздо теплее, чем сегодняшние -5 ºC). Неясно, чем занималась Гренландия, но на её севере мог быть небольшой ледяной покров, довольно сильно растаявший.

В результате уровни моря поднялись на целых 40 метров. Сегодня это значительно отодвинуло бы береговую линию внутрь континентов, и затопило бы густонаселённые регионы, в которых проживает четвёртая часть всех людей планеты.

40 метров – это лишь немногим больше последних предсказаний подъёма уровня моря недалёкого будущего: до метра к 2100 году и до 1,6 метров (когда под водой окажутся места проживания 5% населения мира) к 2300 году, при условии, что мы стабилизируем потепление на уровне около 2 ºC. Разница только во временных масштабах. Согласно национальной оценке климата США от 2017 года, 2 ºC потепления приведёт к потере 3/5 частей льда Гренландии и одной трети льда Антарктики, что приведёт к повышению уровня моря на 25 м – правда, за 10 000 лет.

И всё же, сведения из миоцена говорят о том, что современное поднятие уровня моря может оказаться более сильным и быстрым.

Береговые отложения восточной Антарктики демонстрируют, что её льды были чрезвычайно чувствительны даже к небольшим изменениям уровня CO2 и колебаниям орбиты в миоцене, и могли таять довольно быстро. Насколько быстро? Эдвард Гассон из Шеффилдского университета Британии подсчитал, что Антарктика могла изначально повышать уровень моря примерно на 2,5 м каждые сто лет, а затем этот процесс замедлился, и за 10 000 лет уровень стал выше на 30-36 метров. Эта скорость совпадает с оценками Роберта Деконто из Пенсильванского университета и Дэвида Полларда из Амхерстского колледжа, сделанными на основе плиоцена, климат которого был прохладнее, чем в середине миоцена, а уровень моря «всего» на 20 м выше, чем сегодня. Деконто и Поллард предположили, что современное потепление на 2,5 ºC к 2100 году повысит уровень моря на 5,7 м к 2500-му году – примерно на 1,2 м в столетие. Это быстрое изменение может показаться радикальным, но нам известно, что периодически за последние 500 000 лет уровень моря поднимался на 4-5,7 м каждые сто лет.

Если современный подъём уровня моря окажется похожим на тот, что был в плиоцене, 1,2 м за сто лет, или в миоцене, 2,4 м за сто лет, а не как у IPCC – на полметра за век, то наше будущее будет совсем иным. Поднятие уровня моря, усиленное приливными затоплениями и штормами, сделает огромное количество прибрежной инфраструктуры и владений бесполезными уже через пару поколений.

И до сих пор компьютерные модели не поддерживали такую большую скорость таяния льдов.

Таяние льдов под воздействием океана, который дестабилизирует и подмывает ледники, было критичным для миоцена, и кажется критичным сегодня. Этот процесс может запустить самоподдерживающуюся нестабильность морских ледовых щитов, и ледники начнут отступать внутрь земли из-за чашеобразной формы Антарктики. Чем глубже будет забираться лёд, тем быстрее он будет таять из-за давления, а более тонкие ледники всплывают, поэтому они будут отступать ещё быстрее, до тех пор, пока не сформируют высокие пики, которые будут ломаться под собственным весом, что будет дальше ухудшать ситуацию. И этот процесс в Антарктике уже, вероятно, начался.

Ещё один ускоритель таяния – это вода, таящая на поверхности, для чего необходимо достижение температур выше точки замерзания. Она проникает в трещины, замерзает, и раскалывает лёд, как дровокол – это явление наблюдали при исчезновении ледника Якобсхавн в Гренландии. И сегодня поверхностное таяние происходит в некоторых частях Антарктики. Такие усиливающие таяние процессы лишь недавно добавили в новые компьютерные модели, и теперь они показывают, что скорости увеличения уровня моря, наблюдавшиеся в древности, возможно, увидят и наши потомки.

Отступление льда усиливает потепление, поскольку яркая, отражающая свет поверхность заменяется тёмной, поглощающей тепло водой и землёй. В результате, температуры будут медленно расти и дальше.


Как мог выглядеть ледяной щит Антарктики в миоцене, от 14 до 23 млн лет назад

Надежда на неопределённость?

Может ли разрыв между климатом миоцена и нашим предполагаемым будущим существовать просто из-за недостатка и неточности данных по древнему климату?

«Изменения уровня CO2 в среднем миоцене может превышать расчётное медианное значение. О других факторах вообще ничего не известно. Уровни метана или N2O не определены. Количество озона или сажи (появляющейся после пожаров или в результате жизнедеятельности растений) тоже мало известно, — рассказал мне Гэвин. – Поэтому, даже если бы у нас были идеальные индикаторы глобальной температуры (а их нет), оценки чувствительности, полученные простым делением температуры на уровень CO2 нельзя сравнить с сегодняшними оценками ECS».

И всё-таки, несмотря на разброс значений уровня, они имеют тенденцию скапливаться вокруг значения в 500 ppm для среднего миоцена. Некоторые исследования даже говорят о возможности более низкого уровня CO2, приведшего, тем не менее, к более высоким температурам. Картину относительно тёплого климата поддерживают геологические свидетельства о высоком уровне моряи найденные ископаемые по всему миру, включая морское дно неподалёку от берегов Антарктики.

Был ли климатический оптимум увеличен из-за циклического изменения орбиты? Хотя отдельные ледниковые циклы миоцена и зависели от орбитальных колебаний, как это было с последним ледниковым периодом, тёплая погода и максимальное отступление льда сохранялись на протяжении нескольких орбитальных и ледниковых циклов, наравне с более высокими уровнями атмосферного CO2. Так что мы не можем повесить повышение оптимума только лишь на орбиту Земли вокруг Солнца.

Ещё больше запутывает дело то, что начало миоцена отличалось от сегодняшнего дня. Климат раннего миоцена был теплее наших доиндустриальных времён, тогда было меньше покрытых травой местностей, а океаны сообщались друг с другом по-другому. Течение из Тихого в Атлантический океан шло там, где сейчас расположена Панама, а Берингов пролив был перекрыт. Однако учёные считают, что эти течения, возможно, не так уж и сильно влияли на климат, и по многим параметрам планета была очень похожей на сегодняшнюю.

Так что, существуют большие неопределённости в том, насколько хорошо ситуация в миоцене описывает будущее наших потомков. И, конечно, по меньшей мере, в последние 66 млн лет не было процессов, аналогичных по такой большой скорости выбросов в атмосферу. На этих основаниях можно оправданно отказаться от сравнения ситуации с любыми древними аналогами. Нужно лишь помнить, что неопределённость – это палка о двух концах: она может сработать не только в более благоприятном для оценивающего направлении.

Если всё это покажется вам слишком депрессивным, то знайте – надежда есть! Она заключается в малой скорости реагирования Земли, которая приоткрывает нам небольшое окно возможностей.

 

Рука в огне

Если достаточно быстро провести руку через пламя свечи, вы не обожжётесь. Тот же принцип работает и с Землёй – если мы минимизируем время, которое планета проведёт под воздействием температур, превышающих доиндустриальные, то, возможно, мы и сумеем избежать подъёма уровня океана, сравнимого с тем, что был в миоцене.

Хотя льды Гренландии и западной Антарктики уже тают с ускорением, восточная Антарктика – пока что – остаётся в относительно стабильном состоянии (за исключением ледника Тоттен). Так что, если мы удержим потепление сильно ниже 2 ºC, модели Деконто и Полларда говорят о том, что восточная Антарктика не внесёт существенного вклада в повышение уровня моря в будущем.

Но для этого нам потребуется уменьшить концентрацию парниковых газов, и перевыполнить планы программы Net Zero.

«Отрицательные выбросы» (активное поглощение CO2 из воздуха) может медленно уменьшить глобальные температуры и стабилизировать множество факторов повышения уровня моря в XXII веке. Согласно Матиасу Менгелю из Потсдамского исследовательского института влияния на климат, падение уровней CO2 в итоге позволит Антарктике начать медленно накапливать лёд, поэтому уровни моря снова начнут падать где-то через три сотни лет.

Но это предположение будет верно только если технологии отрицательных выбросов можно будет развернуть на крупных масштабах уже к 2030-м – это сценарий с «ограниченно реалистичным потенциалом«. Каждые пять лет задержки внедрения обрекают наших потомков на дополнительный метр уровня моря к 2300 году. Также такой сценарий подразумевает, что в процессе борьбы с потеплением мы не запустим широкомасштабный коллапс ледяных щитов. В противном случае этот процесс станет необратимым в масштабах нескольких тысячелетий, даже если мы сумеем удалить из атмосферы CO2.

Наше текущее окно возможностей не будет оставаться открытым долго – учёные пытаются понять, не начался ли уже коллапс ледяных щитов у одного из крупнейших ледников западной Антарктики. «Всё меняется очень, очень быстро по сравнению со всем, что мы находили в геологических записях, — говорит Элей. – Мне бы очень хотелось верить, что у нас на руках не окажется один из наиболее худших сценариев, но мне кажется, что мы уже стоим на пути к этим уровням [CO2]».

«В середине миоцена уровень CO2 поднимался на 100-200 ppm. С начала индустриальной эпохи мы уже добрались до повышения в 127 ppm. Так что мы уже наполовину прошли этот путь, — сказал Хрен. – Неопределённость заключается не только в том, к каким уровням CO2 мы в итоге придём, но и в том, как система среагирует на такие быстрые изменения».

Источник: https://habr.com/post/417717/

Прикладная физика и школьная

Всем доброго времени суток, дорогие мои читатели!
Хочу поделиться с вами моей точкой зрения.

Я пришёл к выводу, что курс школьной физики слишком избыточен, и неправильно выстроен, потому что школьники изучают слишком много формул, да и из тех, что они изучают к тому же мало связанных с их бытовой жизнью. Сначала я хотел написать — с реальностью, но нет, потому что физика — это и есть реальность. Но вот если разобраться, то прикладными темами являются всего две. Ну может быть три, если очень постараться.

Теплопроводность.
Школьникам обязательно надо знать, как передаётся тепло, на уровне
теории. Важно понимать, как происходит теплопередача. Какие среды хорошо держат тепло — это теплоёмкость. Какие среды его хорошо передают вдоль вещества. И также каким образом сама среда может двигаться в тепловых потоках. Это немного сложнее — но это конвекция, и её необходимо изучить. Эта тема фактически не затрагивается в школе. Вернее, про неё вскользь упоминают на уроках, рассказывая про виды тепло передачи. Но формул уж точно не даётся. Также нам важно понимать, насколько много выделяет энергии конкретное вещество, при термическом окислении, или горении в присутствии кислорода. Тут нам поможет таблица удельной теплоты сгорания.

Да кстати, рассказывая про третий вид передачи тепла — излучением, в школе обычно не дают очень важную формулу Стефана-Больцмана, которая на самом деле является определяющей в нашей среде (при том, что теплопроводность воздуха крайне низкая).
Через неё мы можем посчитать теплопередачу от любого греющего источника. Да, пожалуй, чтобы применить эту формулу, необходимо хорошо знать прикладную стереометрию, и выглядит она довольно сложной даже для старшеклассников. Но она важна. Также необходимо дать понятие о чёрном теле. Потому что по опыту знаю, что есть такие золотые медалисты, сдавшие физику, но не способные объяснить этот термин вне контекста  бытового смысла. А это понятие говорит о свойстве тела поглощать излучение, а также способности этого тела излучать спектр.

Тут необходимо также упомянуть энергию, и посмотреть, как она распределяется в разных телах, и в каких формах. Но поскольку физика нам говорит о том, что энергия бывает не только тепловая, но и механическая, то перейдём к следующей теме.

Механика.
Очень важно в школе рассказать, почему и как передаётся механическая энергия,
как импульсы тел друг с другом взаимодействуют. Хотя задачи на закон сохранения импульса в жизни практически не применяются, ну вот разве что вы захотите сыграть в бильярд — тогда он, возможно, пригодится, и то не факт. Всё будет зависеть от вашей удачи в большей степени.
Очень важно изучить применение блоков и рычагов, это одна из самых востребованных и важных тем в физике. Сюда же относится давление, и как жидкостное давление, измеряемое высотой, так и прямое механическое, зависящее от силы по площади. Важно понимать, что давление распределяется по площади, и является куда более важной характеристикой воздействия, нежели сама сила. Объяснять на примере ножа и иголки. А также лыж и снегоступов. Ещё важно рассказать здесь про силу упругости, а главное, то, чего редко объясняют в школе  — разные коэффициенты упругости, зависящие от свойств материала. Рассказать, как её применять на практике, почему и как работают резинки. И чтобы не было удивлением для начинающих физиков в школе — рассказать про предел упругости, когда тело уже не натягивается, а становится хрупким, то есть оно разрывается.
Кто-то мне скажет: «Хей, да ведь это же из другой темы, из материаловедения!» И он будет прав, ведь это оттуда. Также буду прав я, ведь это же
механика, верно? Это ведь механические свойства тел. Значит, это сюда. Тут кстати было бы неплохо показать практический смысл силы архимеда, и это не воздушные шары. А вот умение при помощи неё держаться на воде — было бы хорошей прикладной штукой. Рассказать школьникам про плотность, про массу и объём.

Третья, хотя и не самая важная тема из физики — это

Кинематика, но её важность преувеличена. Да, конечно, неплохо бы знать подсчёт скорости, также понимать зависимость от ускорения, может быть считать время в пути, но скажите по-честному, разве это когда-нибудь пригодилось вам, кроме любопытной штуки с падением кирпича с многоэтажного дома?

Расчёт  и практика показывает, что время падения достаточно небольшое, потому как зависит от корня высоты. И мало меняется с каждым этажом. Но вполне обычные вещи — типа движения автомобилей, и любого другого транспорта… Эм, вы же никогда не задумывались, в повседневной жизни, что у них есть некоторое «ускорение», так ведь? Все мы привыкли, что скорость измеряется повсюду, а вот ускорение… это что-то из разряда фантастики… Но да, мы о нём слышали. В физике оно было, точно. В уме мы же просто перемножаем скорость на время, вот и всё, что нам нужно из кинематики.

Электрика, магнитные поля и прочая электромагнитная фигня…. Не нужна она школьникам, хотя ей уделяется так много времени в школьном курсе. Все ли школьники, сдающие физику, хотят стать электриками? Инженерами-электронщиками, а также прикладными физиками? Боюсь что нет. А те, кто хотят иметь дело с электричеством — пожалуйста, пусть изучают, но в ходе спецкурса, это должно быть уже ближе к вузовскому образования, или пожалуйста — профессиональное техучилище, может быть колледж.

Нам в быту никогда не пригодится ни закон Ома, ни правило правой (а чёрт его знает, может левой?) руки для силы Ампера, и прочая электромагнитная ерунда. Или может быть та формула из расчёта ёмкости конденсатора? Нет, что-то я не припомню, когда она в жизни мне пригодилась. Да и всяческая электростатика со своими силами Кулона остаются дружно за бортом. Что-то я не часто вижу, как кто-то толкает заряженные шары или другие предметы, чтобы посмотреть, как они притягиваются или отталкиваются. Ну не происходит у нас в жизни такого. Хотя объяснить на примере опасность статического электричества от обычной шерсти необходимо.

Электромагнетизм? Магнитный поток? Связь магнитной индукции с катушкой? Кому это всё нужно? Ну уж точно не школьникам.
Вы наверное уже вспомнили, что у вас дома есть чайник, пылесос, вентилятор и масса других электрических приборов, работающих от переменного (ого, переменного!) тока и напряжения, и можете задать наводящий вопрос, мол, так давайте же изучать свойства нашего бытового напряжения 220В/50Гц, наверное это очень прикладная штука! Но я опережая ваш вопрос, отвечу — нет, не стоит. Если человеку это не интересно, и нет дальшейшего желания разбираться с этими вещами, незнание принципов, как работает переменное электричество, никак не помешает вам в жизни. Достаточно просто изучить пару прописных истин, типа не трогать голые провода руками, и не тыкать всякими штуками в розетку (боюсь, этому учат ещё в детском возрасте, в школе об этом уже поздно рассказывать) — но это простая техника безопасности. А как применять электроприборы — думаю, мне смысла рассказывать тут нет. Дети очень быстро учатся пользоваться ими, и без всяких там формул типа закона Ома. Эта формула разве что поможет вам узнать, как быстро вскипит чайник. Но, взглянем правде в глаза — оно вам сильно надо? А посчитать скорость вращения вентилятора и ламинарный воздушный поток школьники всё равно не смогут — тут нужны инженерные знания куда высшего порядка (да и ваш покорный слуга без справочника тоже бы не смог это сделать).
В общем мой итог следующий: не стоит лезть глубоко в дебри формул, а то школьники начинают путаться и считать физику чем-то подобным дьявольской науке, где огромная куча непонятных формул, и необходимо их все учить.

Оптика, это довольно неоднозначная тема. С одной стороны, надо объяснить школьникам, какими свойствами обладает видимый свет, как он отражается, поглощается и преломляется. Но с другой стороны, все эти задачи с тонкими и толстыми линзами, кучей разных зеркал и разных сред с разными коэффициентами преломления… подождите, вы серьёзно? И школьнику надо это всё изучать, применять довольно сложный аппарат тригонометрии, а также зверскую формулу «тонкой линзы»? Для чего, вы скажите мне пожалуйста? Может быть мы хотим, чтобы наши начинающие физики сразу же умели делать себе микроскопы и телескопы? Или может быть что-то более прикладное, типа очков и линз? Хм, но ведь без необходимого оборудования они всё равно этого ничего не сделают… Тогда зачем? Ума не приложу, зачем всё это дают в школе, кроме специфики отработки самого математического аппарата. Рассказать про оптические свойства разных веществ — надо, решать задачи — бесполезно.

Одна из самых бесполезных тем в современном учебнике физики  — молекулярно-кинетическая теория. И я не буду давить на тот факт, что это лишь теория, и есть другая, не менее правдоподобная, но зато более визуально-наглядная теория тепловых элементов , и как мне МКТ не нравится в принципе, я просто обращу внимание на тот факт, что она не изучает ничего, кроме какой-то внутренней возни между молекулами идеальных (вы только вдумайтесь, идеальных!) газов. Реальные же газы вообще не изучаются, или же затрагиваются в контексте влажности. Говорится, что там формулы идеальных газов не работают (ну а как же, они должны работать-то, где же вы видели идеальные газы?). Также часто вспоминается тот факт, что школьники не умеют работать с гигрометрами (приборами для измерения влажности воздуха), потому что их этому не учат! Более того, они часто не понимают, для чего они вообще нужны! Влажность и влажность, ну и ладно.

В целом обмены энергий и сжатия газов в поршнях, при применении закона Менделеева-Клапейрона, довольно любопытны, но опять же не представляют особой ценности. Единственная практическая задача из всех, которую я когда-либо встречал — это задача по накачке мяча. И там нужно было посчитать, сколько разно нужно было качнуть насос, используя вышеприведённый насос. Но в реальности мы ничего считать не будем, а просто эмпирически прикинем, какой примерно объём воздуха заталкивается в камеру одним нажатием, и провернём процедуру N раз, поделив объём камеры на это значение. Или вовсе используем электрический насос, и он выполнил всю работу за нас. Оп-ля, красота! И не нужно ничего считать, здорово, не правда ли?

Среди прочих бессмысленных тем, разумеется, остались за бортом такие темы как:
Закон Всемирной гравитации (ну правда, какое значение он имеет для нас на земле? мизерное!), самая известная формула Эйнштейна (E=mc²), да и прочие формулы из теории относительности и квантовой механики. С ними работают только настоящие профессионалы!

Итак, посмотрел я тут все формулы по физике для 11 класса, и пришёл к выводу, что годных, практически значимых формул-то очень мало, их совсем мало, так мало что… ну, вы сами смотрите.

Механика:
Второй закон Ньютона (F=ma), закон рычага (M=F×l), Давление (P=F/S=ρgh)
Сила упругости (F=kΔx), Плотность (ρ=m/v)
Таблица плотностей веществ, таблица упругих коэффициентов (под вопросом)

Тепло:
Теплота нагрева (Q=mcΔT=qm), Мощность (W=ΔQ/Δt), Закон Стефана-Больцмана (S=σ(T²)²)
Таблица теплопроводности и теплоёмкости, удельная теплота сгорания топлива

Кинематика:
Скорость (V=Δx/Δt)

 

Я насчитал всего девять различных важных формул, и порядка трёх-четырёх практически значимых таблиц. Не очень-то сложно, для бытового и прикладного курса физики? Пожалуй, если преподавать именно этот курс, рассчитанный на ознакомление с курсом физики, а не нечто, преподаваемое в школе сейчас, то школьники будут меньше бояться этого предмета, а следовательно и проблем у них в жизни, связанных с физикой будет намного меньше.

Ты и чужая безответственность

Падает белая пелена, затылок наливается кровью, горячий ком застревает в горле. Страшно потерять контроль, совсем слететь с петель и катушек. Так и хочется надавать лещей наглецу напротив. Опоздание, прогул, заваленные сроки. Ну почему кто-то может позволить себе бездельничать, а ты нет?

Переживания по поводу безответственности окружающих постоянно сводятся к подобным мыслям: «Почему этот человек бессовестно проканывается и ему так нормально?» Конечно, ты бы себя отмутузил мокрыми полотенцами за подобное разгильдяйство, но на лице ленивца наблюдаешь лишь блаженное спокойствие на фоне сгорающего дедлайна.

Изначально у ребенка нет внутреннего контролера, и он делает то, что ему кажется интересным и приятным: ест горстями грязь, смотрит жестокие мультики, прогуливает продленку. Думать ни о чем не нужно: родители обозначают нормы и правила, бьют по рукам или же доходчиво объясняют. Ребенок начинает подчинять себя предлагаемой системе координат и накладывать на нее окружающий мир.

Чем чаще ребенок получал «нет» на свои желания, которые вдобавок высмеивались или осуждались, тем сильнее в дальнейшем он готов отказываться от самого себя.

Незрелое сознание делает принципиальный выбор между личными ощущениями и ожиданиями окружающего мира. Насколько велика готовность задавливать свои желания, чтобы не быть отвергнутым? Например, ходить в художественную школу, чтоб родители не огорчались, или же всегда давать одноклассникам списывать, для того чтобы они тусовались с тобой на большой перемене. Из этой точки непроизвольного выбора формируются две противоположные картины мира. «Мои интересы важнее всего, я никому ничего не должен, меня любят и так» и «Я так стараюсь понравиться окружающим, что забываю про свои собственные потребности и надеюсь, что это оценят». Люди первого типа более расслаблены и с легкостью пренебрегают сроками, договоренностями и дедлайнами. Они внутри себя все себе разрешили, и чужое неудобство для них пустой звук. Люди второго типа трясутся за свое слово и плохо спят, так как тащат на себе невероятный груз быть собой.

Эгоистичность и попустительское отношение к общественному договору здорово облегчают жизнь тому, кто выбрал себя, а не всех остальных.

Тот, кто вырастил свою личность в угоду мира, никогда не смирится с тем, что кто-то может позволить себе не ходить на «нормальные работы», лезть вне очереди и носить не выглаженную одежду. Невозможность позволить себе выбирать собственные желания вызывает агрессию и глубокую обиду. Это своего рода зависть чужой внутренней свободе.

Зависть — только твоя проблема, а не того человека, который живет вне твоей картины мира. Да, он моет посуду перед едой, а не после. Ну и что?

Решать задачу на внутреннее освобождение нужно из взрослого состояния, без осуждения своей невротичной матери и ее педагогических неудач. Способ совладания с любым внутренним конфликтом всегда сводится к осознанию происходящего. Буквально проговаривать внутри себя: «Меня так бесят чужие опоздания, потому что в детстве меня за них ругали. Теперь я сам ругаю других и себя впридачу». Осознал, значит, отделил эмоции от причин. Дальше ты будешь ломать надоевшие паттерны поведения раз за разом. Не заправляешь кровать, опаздываешь на пять минут, ходишь на концерты по средам. А потом чужая свобода перестает вызывать тошноту и агрессию. Твои собственные желания вернулись к тебе и робко ждут за уже незапертой дверью.

 

Источник: ИОНА ГУСАЧЕНКО

Какие алгоритмы нужно знать, чтобы стать хорошим программистом?

Данная статья содержит не только самые распространенные алгоритмы и структуры данных, но и более сложные вещи, о которых вы могли не знать. Читаем и узнаем!

Я предполагаю, что вы знаете как минимум один язык программирования и такие понятия, как объект и указатель. Алгоритмы и структуры данных будут перечисляться по степени их сложности.

Для начала давайте начнем с линейных структур данных и алгоритмов

  • Массивы
  • Связный список
  • Стек
  • Очереди

Перейдем к базовым алгоритмам

  • Сортировка — Сортировка слиянием, Сортировка вставками, Быстрая сортировка, Несколько взаимных перестановок.
  • Умножение матриц (Не обязательно реализовывать, главное — знать алгоритм)
  • Основные алгоритмы просеивания
  • Беззнаковая математика, включая умножение и деление
  • Алгоритм Евклида для нахождения НОД (наибольший общий делитель), Модульная инверсия, Быстрое возведение в степень
  • Числа Фибоначчи с матричным умножением
  • Нормальное распределение и математическое ожидание
  • Статистика – среднее вероятностное значение случайной величины, медиана, дисперсия, теорема Байеса

Также можно изучить популярные алгоритмические методы:

  • Алгоритмы декомпозиции – Бинарный поиск, Нахождение подмассива с наибольшей суммой элементов
  • Жадные алгоритмы – Выбор задач, кодирование по алгоритму Хаффмана
  • Динамичное программирование – Цепное матричное умножение, Алгоритм решения задачи по укладке ранца
  • Линейное программирование – Максимизация параметра, Линейное время сортировки
  • Криптографические алгоритмы – Алгоритм Манакера по нахождению длиннейшей подстроки-палиндрома, алгоритм нахождения наибольшей общей подпоследовательности (LSC), расстояние Левенштейна

Теперь перейдем к типичным нелинейным структурам данных

  • Деревья – Бинарное дерево, Дерево общего вида, Наименьший общий предок
  • Бинарное дерево поиска – Симметричный обход, Обход по уровням, Нахождение k’ого наибольшего элемента, Диаметр, Глубина, Количество узлов и т.д.
  • Динамическая память – Динамический массив, Двоичная куча, Пирамидальная сортировка
  • Алгоритм объединения-поиска
  • Хеш-таблица – Метод нахождения коллизий (Linear Probing), Открытая адресация, Предотвращение коллизий

Рассмотрим графы

  • Список смежных вершин графа, Матрица смежности графа, Взвешенные рёбра графа
  • Основные алгоритмы обхода – Поиск в ширину, Поиск в глубину и т.д.
  • Алгоритмы нахождения кратчайшего пути — Алгоритм Дейкстры, Алгоритм Флойда-Уоршелла, Алгоритм Беллмана-Форда
  • Минимальное остовное дерево — Алгоритм Крускала, Алгоритм Прима

К данному моменту вы должны быть хорошо знакомы с программированием, так как для дальнейшего прочтения и углубления в данную тему вы должны знать больше, чем студент.

Усложнённые деревья и графы

  • Сбалансированные деревья – AVL-дерево, Красно-черное дерево
  • Heavy-light декомпозиция, Б-деревья, Дерево квадрантов
  • Усложнённый граф – Минимальный разрез, Максимальный поток
  • Максимальное покрытие – Теорема о свадьбах
  • Гамильтонов цикл
  • Рёберный граф/ Линейный граф
  • Сильно связные компоненты
  • Главный подграф, Покрытие вершин, Задача коммивояжёра – Алгоритм аппроксимации

Продвинутые криптографические алгоритмы:

  • Алгоритм Кнута-Морриса-Пратта
  • Алгоритм Рабина-Карпа
  • Префиксные и суффиксные деревья
  • Автоматизация суффиксов – Алгоритм Укконена

Высшая математика

  • Быстрое преобразование Фурье
  • Проверка простоты
  • Вычислительная геометрия – Задача поиска ближайшей пары, Диаграмма Вороного, Выпуклая оболочка множества точек

Общие продвинутые темы:

  • Выполнение обхода всех комбинаций/перестановок
  • Поразрядная обработка

Ссылка на оригинальную статью
Перевод: Александр Давыдов
Источник

Хакатоним на блокчейне

Идея родилась в ходе совместной дискуссии на тему «Хакатон по блокчейну».

Так ли страшен блокчейн-хакатон, каким его малюют?
Или “Куда тебе точно не стоит идти в следующие выходные?”
Реалии завтрашнего дня или где юному специалисту применить умения.

Вы знаете, что такое блокчейн-хакатон? Я вот понятия не имею. Для меня эти слова вообще из другого мира, где обитают маги и волшебники сетевых технологий, и общаются на каком-то своем тайном языке, и иной раз послушаешь — будто какие-то заклинания читают.
Ну вот только послушайте: “Мы деплоим с юнит тестами по скраму мета-фреймворк, с докер-криптоконтейнерным-шифрованием и аутентификацией через кролика-эм-кью, используя хэш-функцию стрибога для подписи.” Ну вот чем не заклинание? Но какие-то странные люди всё равно ходят на мероприятия, посвящённые этим словам. Даже более того — они пытаются там что-то серьёзное обсуждать! Мне вот это всё это непонятно.
Я вот себе представляю себе серьёзных дяденек, которые “хакатонят на блокчейне”.
Ну, проблема образовалась куда крупнее. Вот сидишь ты на хакатоне, а тебя спрашивают про проблемы блокчейна. Я уже подумал, а не узнать ли у соседа, а что собственно, это такое — “блокчейн”. Не успел я задать вопрос, как меня пригласил ведущий на сцену.
Я удивлённо встал, и пошёл смущённый, понимая, что на любой вопрос мне придётся выдумывать ответ, будто бы двоечник, который не выучил домашнее задание.
Ну, вы знаете это чувство, когда идёшь, на тебя смотрит сотня глаз, а ты не то что плохо готов, да тебя и спрашивать будут по той теме, в которой ты не в зуб ногой.
Выхожу я значит, и меня ведущий спрашивает: “А собственно, какие ваши предложения по улучшению структуры блокчейна в современных условия?”
Про себя я подумал: “Не всё ли равно, что я им расскажу, если тема вообще незнакомая?”
Начал сразу с места в карьер: “А знаете, есть замечательная идея, вы же собрались здесь вместе, помещение большое, и людей здесь много. Вот, к примеру, концептуальная ориентация на результат. Чем не идея для обсуждения, если образ блокчейн недостаточно легко представим современным обществом? Как вам?”
В зале тихо засовещались. Ведущий окинул взглядом аудиторию. “Кто-нибудь из вас мог бы прямо сейчас изобразить структуру блокчейна, чтобы мы могли с ней работать, как с визуальным образом?”
Выходит такой матёрый программист, в очках и с бородой, и начинает маркером рисовать на доске какие-то линии, схемы, много разных кружочков, и всё соединяет, соединяет. Я пытаюсь не подать виду, и с умным видом формулирую новую мысль.
Когда базовая схема наконец-то нарисована, ведущий снова обращается ко мне: “Ну вот, смотрите, специалист изобразил структуру блокчейна в виде интегрального графа с взаимосвязями структурных компонентов. Есть ли какая-то идея, как это можно было бы улучшить?”
Я смотрю на эти все кружочки и лучи и понимаю, что единственное, что мне хочется сделать, это нарисовать вокруг этих солнышек море и облачка, что мне гораздо ближе и понятнее. Но я подхожу к схеме и стираю пару кружков, и дорисовываю какие-то кривые линии между другими прямыми.
“Вот моя основная идея, конечно, не идеал, но ведь работать можно?”
Зал удивлённо перешёптывается. Кто-то из присутствующих спрашивает: “А вам не кажется, что это невозможно осуществить? Да и потом такое количество связующих узлов понижает надёжность, не так ли?”
Я ни секунды не сомневался, и задал встречный вопрос: “А не для того ли мы все сегодня собрались, чтобы разрешить это коренное противоречие?”
Ведущий поблагодарил меня за нестандартную постановку задачи, и сказал, что теперь мы будем формировать команду, которая будет заниматься решением поставленного мной вопроса. И назначил меня капитаном этой команды.
Ко мне стали подходить люди из зала, говорить, что они готовы помочь с этой проблемой, с другой, с третьей. Мы образовали группу из восьми человек, которые с интересом начали обсуждать в незнакомых мне терминах структуру блокчейна, взяв за основу конфигурацию, которую я видоизменил. Кто-то начинает возражать из позиции, что это очень сложно и непонятно, а другой предлагает сделать что-то похожее на органичную динамическую структуру. Я соглашаюсь с ним, и предлагаю устранить противоречие, создаваемое модифицированной структурой. В других группах тоже возникают какие-то обсуждения, но не такие бурные, как в нашей команде. К нам подходит ведущий, и спрашивает, не сильно ли сложное решение мы пытаемся разработать?

Я смело отвечаю, что “Ресурсы, выделенные в данной схеме, позволяют нам улучшить доступ и упрощают взаимосвязи”. Мой сокомандник добавляет: “Да, но это увеличит риски, а также уменьшает надёжность, хотя это не однозначно. Впрочем, давайте подумаем про само решение. Оно действительно интересное.” Ведущий уходит к другим группам, а мы тем временем снова продолжаем разговаривать про какие-то криптоключи и хеш-шифрование, тем временем я продолжаю изменять конфигурацию схемы, попутно спрашивая: “А сложно ли это решение? Получится ли сделать вот так?”
Группа качает головой, и делает очень задумчивые мины, но через какое-то время у кого-то появляется интересная идея, и он продолжает её раскручивать.

Оказывается, хакатон по блокчейну — это не так сложно! Даже далёкому от этой темы человеку, можно попробовать выдвинуть свою идею, не особо разбираясь в сути самого явления. Впрочем, что это за слова — “криптошифрование”, “блокчейн”, я до сих пор особо не понял…
Кстати, наша команда заняла первое место, а потом стала крутой фирмой, по разработке блокчейнов, но это уже совсем другая история.

Дилеры дофаминового знания

Возможно, Илон Маск, выпуская первоапрельский твит о своём банкротстве, думал, что он сейчас удачным троллингом торпедирует все дурные новости о компании Tesla.

Напомним: в последние недели график цены акций автопроизводителя практически пикировал. Из компании один за другим уходили высшие руководители (что считается в профессиональном микромире признаком грядущего краха). А в самом конце марта публику расстроила неприятная история с крушением беспилотного авто, в ходе которого погиб испытатель.

Великий инноватор, сфотографировавшись с картонкой «Полный банкрот», мог предполагать, что все поймут контекст: «раз он смеется, значит, все у него в порядке и не надо верить слухам». Однако нынешнее 1 апреля отметилось как раз рекордным количеством «сработавших фейков»: мало кто из популярных «лидеров общественного мнения» не попался на какой-нибудь розыгрыш и не начал его распространять совершенно всерьёз.

Поэтому акции «Теслы» после твита Маска немедленно упали ещё на 5%.

…Впрочем, как к нему ни относись — в понимании механизмов сверхсовременной психики масс Маску не откажешь. Предприниматель выждал день — и отбомбился по медиа-пространству ковровой серией бодрящих новостей.

О том, что производство Tesla 3 резко увеличилось.

О том, что Tesla начала продавать в Калифорнии солнечные крыши-батареи.

О том, что Tesla не «сжигает деньги», а «строит будущее» (целая пачка аналитических комментариев).

И тому подобное.

Итог — упавшие до годового минимума акции тут же подросли на 15%. Что заставляет подозревать: возможно, и «первоапрельское падение» было запланированным.

Заметим: никакие фундаментальные проблемы “Теслы” (пережигание миллиардов, срыв сроков, недопроизводство и бегство руководства) не исчезли. Просто сверху на груду мартовского знания о дурных новостях Маск накидал немного нового, актуального знания с позитивным зарядом.

При этом Маск и его империя грядущего, стоит напомнить — вообще явление в большой степени абстрактное, предназначенное для публики с интеллектуальными амбициями и ориентированной как бы на большое, масштабное, макро-будущее. Если бы количество фанатов данного предпринимателя в мире (и особенно в России) попытались впихнуть в реально имеющиеся «теслы», плотность вещества в них вызвала бы локальный гравитационный коллапс и рождение чёрных дыр. В отличие от фанатов покойного С. Джобса, которые по крайней мере были в шаговой доступности от его продукции — фанаты Маска любят его как некое чистое сверкающее знание.

И вот что тут по-настоящему интересно. Почти вся современная «индустрия актуального знания» по своей структуре и способу доставки в мозг потребителей строится точно так же, как маркетинг «Теслы».

В основе работы массы ресурсов, кормящихся на потребителе «умной информации» – лежит тот же самый принцип «дофаминовой петли», что и в основе работы соцсетей. Обычный человеческий неинтеллектуальный потребитель, подсев на них, теребит свой смартфон в предвкушении просмотров и лайков (ибо дофамин — это не «гормон удовольствия», а скорее «гормон предвкушения»).

Потребитель же интеллектуальный подсажен на предвкушение Знания, Дающего Преимущество. Эта жертва бессознательно уверена, что, потребляя бодрые поп-изложения последних открытий-достижений-технологий, она заносится в разряд элитных жителей планеты, превосходящих пресловутые 95%.

Реальные перспективы преимуществ, обещаемых конвейером Актуального Знания, смутны. То ли его потребитель первым полетит на Марс на BFR, то ли со скидкой получит доступ к киберимплантам мозга и суперкомпьютерам, то ли просто выживет в некоем странном апокалипсисе, который убьёт всех, не знающих о «семи самых главных гаджетах 2014 года» и «пяти потрясающих сенсациях палеонтологии».

Да-да, никакой отраслевой системности в индустрии Актуального Знания не просматривается. Она сгруппирована и упакована по принципу дамских журналов. Только вместо классических, вечно обновляемых и всегда одинаковых «Десяти ошибок, которые ты совершаешь в постели», – потребитель подсажен на Семь артхаусных фильмов 2017 года, которые нельзя не посмотреть; Восемь главных инди-групп, которые ты не слышал и будешь дурак, если не послушаешь; Шесть молодых журналистов, за которыми надо следить в 2018-м.

Это дофаминовое знание, которым бомбардируется потребитель, имеет принципиальное отличие от знания классического. Оно не ведёт своих жертв от разъяснения (и уяснения) базовых понятий к последним открытиям в уже понятой ими сфере. Оно, с одной стороны, удерживает их на стадии вечного профанства, а с другой — создает у них иллюзию безусловной осведомлённости о Главном и Последнем.

Результатом становятся граждане, впадающие в ажитацию по поводу открытия предполагаемой девятой планеты где-то в транснептуновых глубинах Солнечной Системы — но неспособные выстроить имеющиеся восемь планет по порядку. Граждане, становящиеся «моментальными экспертами» по ЯРД, гидрологии и пожарной безопасности в зависимости от текущих топовых новостей — но неспособные внятно пересказать круговорот воды в природе из школьного учебника природоведения.

Мы помним, как в конце 2011 — начале 2012 годов широкие толпы наших соотечественников стали поклонниками гауссовой функции. Безжалостен был бы сегодня социальный эксперимент по отлову тогдашних математиков с Болотной и опросу их на тему «ну-ка, расскажите, что такое математическая функция вообще».

Фактически индустрия Актуальных Знаний делает своих потребителей более уязвимыми перед манипуляциями, чем пресловутое «серое большинство». Поскольку последнее по меньшей мере представляет себе круг своей действительной осведомлённости. И не имеет накатанного психологического механизма, позволяющего ему верить в свою способность разом разобраться в вопросе любой сложности.

Именно этим, возможно, объясняется тот факт, что в сегодняшнем мире боевой пехотой всех массовых истерий и распространителями дичайших фейков являются именно несредние, сидящие на «умных ресурсах» лица, подсевшие на вечное предвкушение своих скорых преимуществ.

Источник: https://um.plus/2018/04/04/knowlegde/

Один дома

Вам никогда не доводилось жить одному в загородном доме? Это который такой, большой, несколько этажей, много комнат…

Мне вот — доводилось. И я вам скажу, что это очень любопытно, когда кроме тебя никого в доме, а единственные голоса, которые ты слышишь — это голоса соседей с других участков. Да и про них ты вскоре забываешь, потому что они такие же люди, со своим участком, и на твой участок им приходить незачем. Казалось бы, что тут такого? Сиди себе, да смотри фильмы/читай книжку в какой-нибудь комнате на свой вкус. Ну или ещё лучше — пойти на кухню, и устроиться там поудобнее — тут тебе и хорошо, посидеть на диванчике, тут тебе и еда рядом, и напитки… Ан нет, не всё так просто…

Просыпаешься ты скажем… в гостиной на первом этаже, в двухспальной кровати (как король!), а вокруг тишина… и лишь только птицы на улице, да всякие жуки и насекомые шумят… Солнце выглядывает и будит тебя в окно. Тебе ещё рано вставать, хочется спать… но такая погодка, что прямо скажем, хочется выйти и радоваться жизни. Прямо вот так, как проснулся — так и вышел. Зачем одеваться, переодеваться, что-то усложнять? Тапочки летние у тебя есть? И ладно! Хватит этого. Солнышко мягко ласкает твоё лицо и приятно согревает, а ведь на улице ещё прохладно… Утренний ветерок обдувает тебя, и ты понимаешь, что ради этого стоило всё затевать. И ведь у тебя ещё полно времени впереди! Быть может день, или ещё парочка!.. В общем, ты не долго думаешь, вынимаешь из бани коврик, разворачиваешь этот рулон на травке и ложишься, накинув сверху шляпу. Это для лица. А всё остальное — прочь. Лежишь загораешь. Отдыхаешь. Становится жарко. В этот момент ты понимаешь, насколько здорово иметь на даче душ, и идёшь прямиком туда. Ополаскиваешься и ты мокрый, выходишь на улицу. Снова тепло. В любой другой день, или в другой обстановке наверное можно было бы задуматься о полотенце, но не сегодня! Сегодня вода высохнет сама. Солнце снова тебя касается, и мило обнимает тело сквозь тучи.

Но вот спустя пару часов, понимаешь, что ты что-то забыл. Ах да, завтрак. Ну ладно, чувство голода напомнило о себе, значит стоит заварить чай и съесть булочку с маслом на завтрак. И тут ты понимаешь, что вообще-то весь дом в твоём распоряжении, и ты единственный в нём хозяин. Взял булочку, взял чай — и пошёл по лестнице на второй этаж. Поел, зашёл на пару развлекательных сайтов. И чувствуешь себя сытым. А свежий воздух — он на улице. Поэтому надо пойти в сарай. Вытащил тележку, взял велосипед… и давай кататься! Ветер в лицо, солнце в глаза, офигенная скорость…! фух, вот мы и прокатились. снова жара. Снова в душ. Свежесть. Красота.

И тут ты идёшь в комнату на втором этаже, ближе к окну, берёшь ноутбук и садишься в интернет. настаёт время зайти в игру и победить босса. Эх, собрать урожай с ферм, выполнить ежедневный квест… спустя полчаса… готово! Снова можно заниматься другими делами. Но красивые картинки сами себя не посмотрят, а любопытные истории из жизни пикабушников сами себя не почитают, так что ты остаёшься и продолжаешь залипать в интернете ещё на пару часов. К этому времени ты как раз вспоминаешь, что можно бы и пообедать. А что у нас там? Ах, курица, родимая. Да, я же ещё позавчера сварил, и вот бульончик остался. Поскольку на кухне работает радио, но довольно душно, беру тарелку, чашку и иду с этим всем на улицу. А что? Свежий воздух. А вот и самоорганизованный столик. Эх, покушал. Травка. А закусить можно печеньками с чаем. Красота. Берём печеньки, чай, поднимаемся на второй этаж. Теперь можно и видео посмотреть. Я заранее скачал сезон менталиста и ещё сериальчик, так что заняться есть чем. И идёшь с этим ноутбуком вообще в другую комнату. Серия посмотрена, печеньки съедены. Теперь идём вниз, и отрываемся нипадеццки под музыку радио «Авторадио». Крутяк. Спорта мало в жизни у нас, хватит сидеть да лежать. Идём на третий этаж и играем в настольный теннис. Поскольку никого в напарники нет, поэтому просто чеканим мячики, и играем со стеной. Тут ещё бильярд есть, отличная мысль — можно погонять шары. Правда, это не очень спортивно, но чёрт знает. Вспомнил! У меня там есть парочка клипов, так что я беру планшет и иду в баню. Там можно отлично полежать на кутенке, хотя в бане прохладно, она не протоплена… да и зачем нам жаркая баня? Просто поваляемся, посмотрим клипы. Ах, как же хорошо…

Надо сказать прежде, что у нас есть замечательный письменный столик в комнате, и в ящике лежит много бумаги. Так что заняться тут есть чем, даже если хочется что-то почертить/рисовать. Но вот пришло время ужинать. Жареная курица, чай и творог? Звучит отлично! А на закуску виноград! Чай, морда не треснет, а через час пойду на пробежку. Начинает темнеть. Появляются первые звёзды. Потряающе чистое небо, и вот она луна… на юге. Комар прогнал меня из комнаты, где я лежал и писал всё это, поэтому я пошёл в баню. Тут тоже есть замечательный диванчик, удобно лежать, да и воздух свежий. Никакого шума. Хотя нет, немного слышно машины, это шоссе буквально в пятистах метрах отсюда. Но ещё тут есть лес. Впрочем, было бы желание, можно было бы и съездить до озера, велосипед-то тут есть, а озеро недалеко. Мотыльки летят на свет моего экрана… заряда хватит ещё на пару часов. Или пару серий «Менталиста». А там уж и ужин уляжется, так что можно будет пробежаться. Потом по плану послушать ещё немного музыки, позалипать в интернете, ну и там на боковую.

Подводя итоги, хотелось бы пояснить невнимательному читателю: я за день не лежал в одной-двух комнатах, а полноценно использовал всё жилое пространство дома. Все комнаты (может быть за исключением погреба, который то к комнатам можно отнести с натяжкой) я посещал и использовал, так или иначе. Даже баню добавить можно, и сарай. Удачи на даче!